Анкета для раннего выявления родителями химической
зависимости у подростка
Введение
В последние годы в отечественной литературе все чаще используется англоязычный термин «аддиктивное поведение».
Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, включая алкоголь и курение табака, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась зависимость (Miller, 1984; Landry, 1987) [5].
Ц.П. Короленко (1991) дает более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [3].
А.Е. Личко и В.С. Битенский (1991), утверждают, что в отношении подростков термин «аддиктивное поведение» представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [4].
Изучением аддиктивного поведения традиционно занимается наркология – наука о медицинских последствиях злоупотребления веществами, вызывающими зависимость. В последние годы зависимость от этих веществ получила название химической. Термин «химическая зависимость» включает в себя все формы зависимости – алкоголизм, наркоманию и токсикоманию. Химическую зависимость могут вызвать различные субстанции: алкоголь, наркотики, ненаркотические лекарственные препараты и другие токсические вещества. Эти субстанции получили название психоактивных веществ (ПАВ).
Особенностью аддиктивного поведения является то, что оно, по существу, не является заболеванием. Медикаментозное лечение в этих случаях может быть направлено на детоксикацию, если в этом есть необходимость, а психотерапевтические приемы используются с целью психопрофилактики. Главными же при аддиктивном поведении многие авторы считают не медицинские, а педагогические и психологические меры [1].
Предлагаемая анкета [2] предназначена для родителей и направлена на раннее выявление ими химической зависимости у своих детей – подростков. Она может служить одним из способов раннего обнаружения аддиктивного поведения у подростков.
Психометрическая проверка методики
Методика представляет собой анкету и не требует психометрической проверки.
Описание методики
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка представляет собой набор утверждений, сгруппированных в четыре блока (см. анкету в Приложении). Каждому утверждению соответствует определенное количество баллов (от 50 до 300).
Родителям предлагается отметить те утверждения, которые описывают поведение их ребенка в последнее время.
Инструкция: Предлагаемая Вам анкета включает ряд вопросов, касающихся характерных признаков и проявлений зависимого поведения у подростков. Вам предлагается оценить степень выраженности этих проявлений у собственного ребёнка. Если Вам приходилось сталкиваться в течение текущего учебного года с какими-либо из указанных ниже проявлений поведения у Вашего ребёнка, отметьте галочкой номер данного утверждения.
Далее баллы, соответствующие выбранным утверждениям, суммируются.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов проводится как количественная, так и качественная. Количественная обработка предполагает суммирование баллов, соответствующих тем утверждениям, которые отметил родитель. Если в результате обнаружилось более 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить наличие у подростка химической зависимости.
Качественный анализ – это анализ содержания самих утверждений, отмеченных родителем. Он позволяет оценить характер проблем в поведении у подростка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.