Шкала социально-психологической адаптированности (СПА)
Шкала социально-психологической адаптированности была разработана известными американскими психологами К.Роджерсом и Р.Даймондом (1954) и адаптирована Т.В.Снегиревой, канд. психол. наук, АПН СССР (1978).
Шкала использовалась на разных категориях и популяциях школьников. С ее помощью изучались особенности формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям обучения при переходе из обычной общеобразовательной школы, где испытуемые были на высоте положения, в специальную (физико-математическую), где многие из них оказались в условиях объективного или субъективно оцениваемого неуспеха в учении и общении со сверстниками (Т.В.Снегирева, 1978).
В качестве одного из методических инструментов шкала СПА применялась также для измерения школьной адаптации-дезадаптации в связи с изучением эмоционального самочувствия детей в школе (А.М.Прихожан, 1984). Использовалась она и в диагностике и изучении структуры эмоционально-поведенческих нарушений у, так называемых, трудных детей в условиях массовой школы (В.А.Мурзенко, 1977).
Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления ребёнка о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение.
Психометрическая проверка методики
Для применения в нашей стране адаптирована Т.В. Снегиревой в 1978 году. Последняя психометрическая проверка шкалы осуществлена А.М. Прихожан в 2004 году.
Описание методики и процедура тестирования
Методика СПА состоит из 101 суждения, из них:
37 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе - чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.),
37 - критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, а не в действительности, негибкость психических процессов);
27 высказываний нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»).
Групповое применение методики возможно, начиная с 12-13-летнего возраста, что соответствует 6-7 классам, и старше.
Выполнение теста длится примерно 15-20 минут.
Инструкция: «Вам предлагаются высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и выберите один из вариантов ответа (под цифрами -1,2,3,4,5,6,7) - в зависимости от того, в какой степени данное высказывание характерно для Вас:
Если содержание высказывания совершенно к Вам не относится, - поставьте цифру 1.
Если то, о чем говорится, не похоже на Вас, - поставьте цифру 2.
Если Вам кажется, что Вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - поставьте цифру 3.
В тех случаях, когда Вы не можете решить, относится ли к Вам то, о чем говорится в высказывании, или нет, - поставьте цифру 4.
Если Вы считаете, что это похоже на Вас, но Вы не уверены, - поставьте цифру 5. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на Вас, - поставьте цифру 6.
И наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, Вы можете сказать: « Это точно про меня. Очень на меня похоже», - поставьте цифру 7».
Таким образом, Вам предлагается выбрать один из следующих вариантов ответа:
1. совершенно ко мне не относится;
2. не похоже на меня;
3. пожалуй, не похоже на меня;
4. не знаю;
5. пожалуй, похоже на меня;
6. похоже на меня;
7. точно про меня.
Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов начинается с подсчета показателя адаптированности и показателя дезадаптированности.
Высказывания, рассортированные школьником по 5,6,7 позициям, оцениваются как позитивные (+), высказывания, рассортированные по 1,2,3 позициям, оцениваются как негативные (-), без учета «веса» высказывания[1]. Ответы, соответствующие 4 позиции не оцениваются. Каждому высказыванию со знаком, соответствующим указанному в ключе (см. ключ), присуждается один балл. Далее считается сумма полученных баллов по каждому показателю.
Ключ
Показателями адаптированности (А) служат высказывания:
(+) 4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98;
Показателями дезадаптированности (Д) служат высказывания:
(+) 2, 6, 7, 10, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.
Помимо этого, можно подсчитать показатель по «шкале лжи». Он вычисляется путем суммирования положительных ответов по высказываниям: (+) 8,82,92,101; и отрицательных ответов по высказываниям: (-) 34,45,48,81,89. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции клиента давать социально одобряемые ответы, стремлении выглядеть «хорошим» в глазах окружающих, в частности психолога. Показатель, равный нулю, может свидетельствовать либо о том, что клиент
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.