Методика выявления осознанности различных
компонентов мотива
Введение
Методика, направленная на выявление степени осознанности различных компонентов мотива, разработана А.В. Ермолиным и Е.П. Ильиным.
По мнению Е.П. Ильина, вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. Как отмечает Л. И. Божович (1976), долгое время в отечественной психологии считалось одиозным обращаться для объяснения тех или иных поступков человека к его бессознательной сфере. Поэтому говорить о бессознательности побуждений и мотивов было нельзя. Между тем еще И. П. Павлов писал: «Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного» (4).
В 70-е годы отношение к бессознательному в нашей психологии изменилось. Стали говорить и о неосознаваемых мотивах (Л. И. Божович, В. А. Иванников, М. В. Матюхина, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев) наряду с осознаваемыми. А. Н. Леонтьев, например, писал, что, в отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета о мотивах, которые их побуждают. Правда, при этом он замечает, что мотивы не отделены от сознания, но представлены в нем в особой форме — эмоциональной окраски действий. С. Л. Рубинштейн трактует неосознанные действия не как явления, совсем не представленные в сознании, а как явления, которые не получили более или менее широкой смысловой связи с другими побуждениями, не были соотнесены, интегрированы с ними. М. В. Матюхина (1984) утверждает, что мотивационные явления могут иметь разный уровень осознания, от глубоко осознанных до неосознаваемых непроизвольных побуждений; но она же пишет о малоосознанных побуждениях, наименее осознаваемых мотивах, противопоставляя им осознанные. Эти добавления авторов свидетельствуют о том, что неосознавание мотива понимается как малое осознавание и что осознание мотива может происходить в различной форме и на различных уровнях психики.
С точки зрения Л.И. Божович, школьники осознают далеко не все мотивы учения, и осознание этих мотивов происходит постепенно в процессе возрастного развития и овладения учебной деятельностью. Другие психологи утверждают, что мотив не может быть неосознаваемым. Так, Л. П. Кичатинов отмечает, что человек может действовать и несознательно, не отдавая себе отчета в своих действиях (например, в привычном поведении). Отражая потребности, выражая их, эти действия в то же время, по мнению автора, представляют собой немотивированные действия, поступки без мотивов.
В действительности же в мотиве, как сложном многокомпонентном образовании, по мнению Е.П. Ильина (4), одни мотиваторы могут и должны осознаваться (например, если не будет осознания потребности, то человек не будет ничего делать для ее удовлетворения), а другие — нет. Но в целом структура мотива не может не осознаваться, даже при импульсивных действиях.
Таким образом, в вопросе об осознаваемости мотивов можно выделить три аспекта: собственно осознание (ощущение, переживание), понимание и обдумывание, которые могут быть более и менее полными, отчего и появляются моменты осознанного и неосознанного, обдуманные и необдуманные действия.
Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива», разработанная А.В. Ермолиным и Е.П. Ильиным, по мнению О.В. Князюк (5), может быть использована для изучения осознанности смысловой стороны поведения подростка. С этой целью автором было проведено обследовано 500 учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов с помощью вышеуказанной методики. Анализируя ответы каждого опрошенного по этой методике, можно установить, насколько полно учитываются им в поведении ведущие компоненты мотива, его склонность ориентироваться на внешние обстоятельства, либо внутренние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание своих поступков и действий, иными словами насколько полно отражается в его сознании структура мотива, насколько обоснованно принимаются решения.
Психометрическая проверка методики
Методика представляет собой небольшую тестовую пробу проективного типа. Подобного рода методики обычно не предполагают психометрической проверки, т.к. ответы даются в свободной форме и не подлежат количественной обработке.
Описание методики
Методика предназначена для качественного анализа степени осознанности мотивов поведения и деятельности учащихся. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Стимульный материал методики предлагается либо на специальном бланке
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.