Внутренний
контроль
ПЛАН
1. Понятие внутреннего контроля и его элементы.
2. Этапы системы внутреннего контроля и оценка ее эффективности.
-
1. Понятие внутреннего контроля и его элементы.
-
ВК – это система, состоящая из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля и совокупности следующих элементов: техника контроля, контрольная среда и система учета).
-
Выделяют следующие цели СВК:
-
сохранение и эффективное использование ресурсов и потенциала коммерческой организации;
-
своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
-
обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и развития в условиях конкуренции.
-
Можно выделить следующие задачи СВК:
-
соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;
-
устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
-
сохранность ресурсов организации;
-
соблюдение работниками организации, установленных администрацией требований, правил и процедур;
-
соблюдение требований законодательства.
Классификация ВК по степени автоматизации
не полностью автоматизированный контроль
(осуществляется субъектами контроля с применением автоматических ср-в регистрации, обработки и измерения, н-р, контроль качества работы производственного оборудования)
полностью автоматизированный контроль (осуществляется в автоматическом режиме под управлением субъектов ВК, например, работа антивирусной программы)
Неавтоматизирован-ный контроль (осуществляется непосредственно субъектами контроля без применения средств автоматизации)
Элементы СВК
Контрольная среда
Система БУ
Отдельные средства контроля
-
Контрольная среда – осведомленность и практические действия руководства организации, направленные на установление и поддержание СВК.
-
Контрольная среда включает в себя:
-
стиль и основные принципы управления организацией;
-
организационную структуру экономического субъекта;
-
распределение ответственности и полномочий;
-
осуществляемую кадровую политику;
-
порядок подготовки бух. отчетности для внешних пользователей;
-
соответствие хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства.
-
2. Система БУ. Основное значение для ВК имеют следующие задачи БУ:
-
хозяйственные операции должны выполняться с разрешения руководства;
-
все хоз. операции фиксируются в суммах соответствующих первичных документам на счетах БУ в том отчетном периоде, в котором они совершались и обеспечивают возможность подготовки достоверной бух. отчетности;
-
доступ к активам возможен только с разрешения рук-ля соотв. уровня;
-
соответствие зафиксированных в БУ активов фактически имеющимся в наличии.
-
3. Отдельные средства контроля. Они включают в себя:
-
контроль сохранности имущества путем его охраны и периодической инвентаризации;
-
контроль совершения хозяйственных операций независимыми лицами.
Для повышения эффективности СВК обязанности и полномочия сотрудников по возможности должны быть поделены между несколькими лицами.
Обычно разделению подлежат след. функции:
1) Непосредственный доступ к активам организации.
2) Разрешение на совершение операций с активами.
3) Непосредственное совершение хоз. операций.
4) Отражение хоз. операций в БУ.
-
Процедурами ВК являются:
-
арифметическая проверка правильности бух. записей;
-
проверка правильности осуществления документоооборота;
-
проверка наличия санкций руководства на первичных документах;
-
проведение плановых и внезапных инвентаризаций имущества организации;
-
использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне организации;
-
физическое ограничение доступа к активам, первичной документации, учетным регистрам и компьютерным программам.
2. Этапы системы внутреннего контроля и оценка ее эффективности.
1. Критический анализ и сопоставление целей функционирования организации определенных для прежних условий деятельности с ее размерами, возможностями и организационной структурой.
2. Разработка и документальное закрепление новой деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий по приведению данной концепции к ее развитию и совершенствованию. В частности на данном этапе разрабатываются положения по финансовой, производственной, снабженческой, сбытовой, учетной и кадровой политиках.
3. Анализ эффективности и корректировка существующей структуры управления. На данном этапе разрабатывается положение об организационной