Глобализация: понятие, объективное и субъективное содержание. Самоопределение России в условиях Глобализации. Политический анализ в современной политологии. Три класса проблем, связанных с политическим анализом, страница 3

Если теоретическое знание отвечает на вопросы о долгосрочных и общих закономерностях, то прикладное обращает внимание на способы поведения в сложившихся, конкретных ситуациях и отвечает на вопрос: что делать?

П.А в сравнении с обычной наукой имеет ограниченные возможности:

1. невозможен выбор проблемы для своего исследования;

2. проблемы носят комплексный характер;

3. ресурсы для реализации анализа ограничены;

4. велико влияние личностных ценностей и представлений;

5. имеет место риск и неопределенность в отношении будущего.

При производстве анализа политический аналитик должен исходить из того, что:

1. люди – это не только продукты социальной среды, но и социальная среда является продуктом взаимодействия людей;

2. в основе анализа должна быть целесообразная человеческая деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей, а не вообще труд, который может быть бесполезным;

3. обязательным является анализ социально-классовой структуры и расстановки общественных сил в стране;

4. проблемы не являются самостоятельными явлениями и существуют где-то там, они всегда находятся в контексте конкурирующих представлений о назревшей проблеме.

35. Подготовка к политическому анализу.

Подготовка к политическому анализу начинается с разработки программы и рабочего плана исследований.

Программа – концептуальная и методическая основа для дальнейшей работы. От продуманности программы напрямую зависит успех исследования.

Программа отвечает на вопросы:

1. Что подлежит изучению? Какая проблема в центре внимания исследования?

2. Чего следует добиваться? Какие цели преследовать? Каковы основные и промежуточные ожидаемые результаты?

3. Как достичь поставленных целей?

Программа исследования включает 2 основных раздела:

1. методологический:

-формулирование проблемы, объекта и предмета анализа;

-постановка целей и задач;

-формулирование гипотез исследования.

2. методический:

-определение методов сбора данных и характера информационного обеспечения;

-определение методов анализа и последовательности их применения.

Рабочий план – организационная основа исследования. Отвечает на вопрос: каким конкретно образом можно реализовать программу в рамках имеющихся возможностей?

Определение проблемы, предмета и цели исследования.

Отправной точкой любого исследования является некоторая проблема – несоответствие, противоречие между желаемым и действительным.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (политическая элита, политические институты, соц. группы).

Предмет исследования – те признаки и свойства объекта, которые исследователь изучает непосредственно и заинтересован в этом в большей степени.

Цель исследования – планируемый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена познавательная деятельность в рамках проводимого исследования.

Задачи – это промежуточные результаты, которые необходимо получить для достижения общей цели. Они всегда более конкретны, чем цели.

Выбор концептуальной парадигмы.

Выбор парадигмы – это ответ на вопрос: что исследовать и как => для проведения анализа используют

1. социологический подход:

-в центре внимания – соц. группы, их ценности, особенности поведения;

-используются статистические данные.

2. теория рационального выбора:

-базовые предпосылки: индивидуальный характер и рациональность выбора;

-основа – опросы населения и данные социально-экономической статистики по региону.