«Критическое десятилетие» в Китае /1927-1937 гг./. Повстанческое движение на юге Китая, образование Советской республики и карательные походы Чан Кайши

Страницы работы

56 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Совместными усилиями Сунь Чуаньфан был отброшен,  но это не столько сблизило недавних союзников, сколько обострило между ними борьбу за власть.

Созданное в апреле 1927 г. Чан Кайши нанкинское правительство к это-му времени фактически распалось, а переехавшие в сентябре в Нанкин уха-ньские лидеры столкнулись с сопротивлением гуансийцев и сторонников  Чан Кайши. В этой обострившейся внутрипартийной борьбе Сунь Фо /сын Сунь Ятсена и один из видных гоминьдановцев/ внёс предложение о созда-нии Специального комитета по подготовке IY пленума ЦИК ГМД для объе-динения ГМД и воссоздания Национального правительства. Как результат определённого политического компромисса такой комитет был создан                  15 сентября. Причём это соглашение во многом было достигнуто за счёт уханьцев. Подготовка пленума шла в острой политической борьбе, в которой Чан Кайши – как фигура во многом компромиссная – вновь получил возможность выйти на авансцену. В ноябре он возвратился в Китай и в декабре            был назначен главнокомандующим Национально – революционной армией /НРА/.   

В феврале 1928 г. состоялся IY пленум ЦИК ГМД, который образовал новое Национальное правительство, возглавлявшееся Чан Кайши. Столица официально переносилась в Нанкин. Начиналось первое – «нанкинское» – десятилетие гоминьдановского правления. Пленум не сумел объединить все группировки и всех генералов, выступавших под гоминьдановским знаме-нем, но всё – таки способствовал консолидации власти, что и позволило продолжить Северный поход.

В апреле 1928 г. нанкинские войска вновь открыли военные действия против северных милитаристов. Чан Кайши выступал в союзе с генералом Фэн Юйсяном и шаньсийским милитаристом Янь Сишанем. Последнему и удалось в июне 1928 г. захватить Тяньцзинь и Пекин. ГМД в связи с пере-носом столицы в Нанкин переименовал Пекин /Бэйцзин – северная столица/           в Бэйпин /северное спокойствие/. Расширению власти ГМД способствовала  и смерть в июне того же года милитариста Чжан Цзолиня, устранённого,              по всей вероятности, его недавними японскими военными покровителями, почувствовавшими, что он стал тяготиться их опекой и выступать с национа-листических позиций. Его вотчину – Маньчжурию – наследовал его сын Чжан Сюелян, милитарист уже новой формации, активно выступавший за возрождение величия единого Китая и в декабре признавший власть нанкин-ского правительства. В марте 1929 г. духовный и светский руководитель Тибета далай – лама также признал власть Нанкина. Тем самым Нанкин формально распространил свою власть почти на всю страну.

В 1929 – 1930 гг. шли войны Чан Кайши с войсками Фэн Юйсяна и             Янь Сишаня, вновь отказавшимися признать верховенство Нанкина и рассчитывавшими создать своё «центральное правительство» в Пекине. После ряда кровопролитных столкновений Янь Сишань был вынужден признать нанкинское правительство взамен на назначение его губернатором,                                 а фактически бесконтролным хозяином Шаньси. В итоге к 1930 г. нанкин-ское правительство усилило своё влияние в районах Северного и Северо – Восточного Китая.

Одновременно группировка Чан Кайши пыталась подкрепить свои претензии на роль всекитайского центра идеологическими и политическими мерами. Верхушка нового, реакционного ГМД объявила себя продолжателем дела Сунь Ятсена, наследником идей и заветов «истинного суньятсенизма» Сунь Ятсен был объявлен «отцом государства»; в учреждениях, в армии,                 в школах требовалось исполнение тщательно разработанного ритуала – поклонов перед портретом Сунь Ятсена, чтения его завещания и т. п. Но это внимание к показной стороне было призвано замаскировать отказ ГМД от важнейших положений революционной платформы Сунь Ятсена –  результа-тов его идейной эволюции в последние годы жизни, в первую очередь от трёх политических установок /союз с СССР, союз с КПК, поддержка рабочих и крестьян/, которые определяли дух программного документа Сунь Ятсена –  Манифеста I съезда ГМД. В то же время идеологи нового ГМД концентриро-вали внимание на отдельных слабых моментах его доктрины – идее классо-вого партнёрства, проявлениях национализма, на отдельных выступлениях и высказываниях, сделанных по соображениям тактического порядка. Чтобы сделать ГМД послушным орудием диктатуры нанкинского правительства,  Чан Кайши и представители других правых группировок в феврале 1928 г.      на IY пленуме ЦИК ГМД провели решение о приостановке деятельности всех организаций и партий до прохождения её членами «перерегистрации». Из гоминьдана, насчитывавшего в 1927 г. /вместе с членами КПК/ свыше            250 тыс. человек, намечалось вычистить «скрытых коммунистов», левых гоминьдановцев, заодно и членов ГМД, входивших в оппозиционные груп-пировки.

Успехи военного объединения Китая позволили ЦИК ГМД в октябре 1928 г. заявить о завершении военного этапа революции и о вступлении страны с начала 1929 г. в период политической опеки, расчианной на шесть лет. Стремясь придать своему правительству в Нанкине легитимный

Похожие материалы

Информация о работе