Комплексный анализ объема продукции должен проводиться в двух направлениях:
¾ оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;
¾ анализ динамики выпуска продукции за ряд лет.
Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства продукции проводят по данным формы №1 годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми показателями и определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году.
Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:
¾ абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле DВП = ВП1 – ВП0;
¾ общий прирост продукции за рассматриваемые годы:
DВП = , где n – число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции;
¾ среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:
= ;
¾ темп роста (KВП) – динамический индекс и темп прироста (DКВП) продукции – цепной индекс, которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:
KВП = ; DКВП = .
Темп роста продукции в некоторых методических разработках по комплексному экономическому анализу называют еще индексом объема продукции. Данный показатель характеризует динамику развития организации;
¾ среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста продукции , определяемые по формуле расчета методом средней геометрической:
= ; = , где ВП0 - выпуск продукции в базовом периоде.
Среднегодовой темп роста (прироста) объема продажи продукции определяется следующей формулой:
= ,
где К1, К2, К3, ... Кn - среднегодовые темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала; n - число лет в рассматриваемом временном интервале.
Базисные темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода. Цепные темпы роста (прироста) рассчитываются по отношению к предыдущему периоду.
Анализируя динамику объема продажи услуг, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора. Следовательно, если в организации не ведется учет объема реализации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.