Зарождение российского типа цивилизации относится ко времени Киево-Новгородской Руси. Уже к этому времени складываются основы культуры и письменности, хозяйственного и семейного быта, системы ценностных ориентаций и психического склада личности. Именно тогда сложились принципиально иные, в отличие от Запада, отношения государства и общества. Государство возникло не как результат насилия сильного над слабым, а как способ самоукрепления живущих на территории народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни.
Исследования, проведенные за последние полвека в Новгороде под руководством академика РАН В.Л. Янина, показали, что строки "Повести временных лет" полностью подтверждаются данными археологии. В те времена на территории будущей вечевой республики проживали пришедшие туда словене и кривичи, а также местная чудь. Чтобы сохранить сложившийся порядок и справедливо решать спорные вопросы, был необходим человек со стороны. За определенное жалованье пригласили Рюрика исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре пункты, ограничивающие свободу действий его дружины.
Вскоре рюриковичи утвердились в Киеве, но уже в качестве княжеского рода. Они не только управляли населяющим этот регион населением, решали возникающие спорные вопросы, но и выполняли функцию защиты славянских и иных народностей от постоянных набегов враждебных племен.
И каким бы ни было трагическим дальнейшее развитие страны, как бы ни были тяжелы внешние нашествия и внутренние смуты, вера в силу государства и поиск в нем высшей защиты от зла оставались неизменными. Они питали и научную мысль, и методы осуществления экономической политики.
Понимание приоритета народнохозяйственных интересов над индивидуальными лежало в основе широко распространенной критики воззрений А.Смита на общество, рассматриваемое им в качестве простой суммы отдельных индивидов. А.И. Чупров в "Истории политической экономии" писал, что "в противоположность смитовскому воззрению на общество как на простую сумму отдельных индивидуумов, историческая школа признает, что хозяйство каждого народа есть единое целое, части которого находятся между собою в постоянном взаимодействии: жизнь этого целого управляется своими особыми законами, помимо тех, которым подчиняется индивидуум. В каждом данном народе и в каждом историческом периоде составные части хозяйственного общества находятся между собой в иных отношениях, нежели в другом народе и в другом периоде".
Д.И. Менделеев в своем "Учении о промышленности" пытался обосновать роль государства ссылками на общемировые тенденции. "Мы живем, - писал он, - в эпоху господства государственных начал повсюду на земле, и они составляют не только плод исторического движения всего человечества, но и залог всех его дальнейших успехов в победе над природою и над животными инстинктами самих людей, потому что в государстве заложено формирующее начало общественности и общего блага, ведущего к совершенствованию общежития, а через него и усовершенствованию жизни отдельных лиц".
Для любого человека, более или менее знакомого с историей России, достаточно ясно, что в ней как сама промышленность, так и ее конкурентоспособность на внешних рынках не могли сложиться без государства и его поддержки. Незнание этих азов истории не может служить аргументом в споре.
Сам же подход к осознанию влияния традиций государственности - со всеми сильными и слабыми его проявлениями - на российскую экономическую мысль остается непременным условием понимания ее места в мировой науке.
Другой особенностью развития российской экономической мысли стало воздействие на него восточного христианства, или православия. Оно восходит к самым истокам возникновения страны и сопровождает (по своим ценностям, убеждениям, нравственным нормам, по характеру культуры) все этапы развития российского государства сначала в европейской части, а затем на всей его евразийской территории.
Здесь вряд ли уместно описывать особенности православия и систему его духовных идеалов. Но на протяжении всей его истории оно хранило и приумножало культуру россиян, сохраняло, причем в периоды самых тяжелых испытаний, целостность народа, его стойкость и нравственные начала. Оно было неагрессивно, помогало впитывать достижения других культур, высоко ценило любовь к ближнему и готовность (по чисто нравственным принципам) помочь слабому.
Соборность, присущая православию, создавала особое мировосприятие, стремление к материальному богатству не было самоцелью, а выполнение христианских заповедей было главным достоинством человека. Поэтому с самых древних рукописей, хранящих различные высказывания об экономических вопросах, о русской правде и домострое, кумир богатства всегда включал в себя представления о духовных благах и нематериальных ценностях. Требования справедливости стояли обычно выше норм закона.
Не обращаясь ко всем высказываниям на эту тему (а их даже невозможно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.