Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Профилактика зависимого поведения
Методические указания для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом»
Красноярск 2013
Рецензент
,
Профилактика зависимого поведения: метод. указания для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом»/ ; Краснояр. гос. аграгр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 11 с.
Приведены цель и задачи дисциплины, основное содержание теоретического курса, рекомендуемая литература, темы докладов, требования и рекомендации по их подготовке, требования по подготовке к коллоквиуму, вопросы к зачету.
Предназначены для студентов заочного отделения специальностей 080200.62 «Менеджмент», 080400.62 «Управление персоналом».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Красноярского государственного аграрного университета
© , 2013
© ФГБОУ ВПО
«Красноярский государственный
аграрный университет», 2013
Введение
Значимость «Профилактики зависимого поведения» как учебной дисциплины заключается в том, что знания, умения и навыки в области профилактики основных типов зависимостей, основ здорового образа жизни помогают сформировать у студента твердую жизненную позицию, направленную на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.
Для России как государства, имеющего очень высокие показатели распространенности алкоголизма, наркомании и табакокурения среди молодежи и студентов в частности, введение данного учебного предмета в учебные планы вузов является особенно значимым. Кроме того, в современном мире существует бесчисленное количество иных форм зависимостей, многие из которых также получают широкое распространение в России (Интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр, ониомания и т.д.). Различные формы зависимого поведения отрицательно сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье студентов, одним из последствий чего является снижение качества их обучения, что в дальнейшем приводит к снижению трудоспособности и конкурентоспособности будущего специалиста любого профиля.
Изучение дисциплины «Профилактика зависимого поведения» помогает, с одной стороны, избежать формирование основных типов зависимостей, с другой, - помочь преодолеть некоторые зависимости на начальной стадии. Введение данной дисциплины в содержание образования позволит студентам познакомиться с основными типами зависимостей, их сущностью, спецификой и опасностями, с теоретическими основами профилактики зависимого поведения, с составляющими здорового образа жизни. Кроме того, в процессе изучения дисциплины студент учится выражать свою позицию по вопросам, связанным с зависимым поведением.
Изучение курса «Профилактика зависимого поведения» студентами заочного отделения университета осуществляется главным образом самостоятельно. Основное содержание курса, список рекомендуемой литературы представлены ниже. Итоговая форма контроля – зачет. Курс преподается в течение одного семестра и предусматривает выступление с докладом по одной из тем с последующим его обсуждением, а также подготовку к коллоквиуму и участие в нем.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса:
- формирование у студентов мотивации здорового образа жизни как основы здоровья самого человека и его потомства.
Задачи курса:
- знакомство с теоретическими основами профилактики зависимого поведения;
- рассмотрение основных типов зависимого поведения;
- формирование представления о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Основное содержание теоретического курса дисциплины «Профилактика зависимого поведения»
Модуль 1. Профилактика зависимого поведения и здоровый образ жизни
Понятие о профилактике и ее типах. Понятие о зависимом поведении. Типы зависимого поведения. Связь зависимого поведения с наличием черт зависимой личности. Зависимость от психоактивных веществ. Признаки синдрома зависимости. Факторы, способствующие формированию зависимого поведения от ПАВ. Основные модели профилактики злоупотребления ПАВ. Традиционные и психосоциальные подходы в профилактических технологиях.
Понятие «образ жизни» и связанные с ним понятия (условия, качество, уровень, уклад, стиль жизни). Индивидуальное и коллективное здоровье. Показатели коллективного здоровья. Понятие «здоровый образ жизни». Факторы, определяющие здоровье населения. Составляющие здорового и нездорового образа жизни.
Медицинская активность. Условия правильного питания. Режимы труда и отдыха. Утомление, переутомление и усталость. Двигательная активность и закаливание. Функции семьи. Факторы супружеского счастья.
Модуль 2. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ
Понятия «наркомания» и «наркотизм». Основные признаки наркомании. Наркомания как особо опасный вид зависимого поведения. Статистика распространенности в России. Симптомы, свидетельствующие об употреблении человеком наркотиков. Факторы риска, приводящие к употреблению наркотиков. Модели поведения наркоманов. Классификация наркотических средств по оказываемому эффекту. Классификация наркотиков в зависимости от происхождения. Токсикомания, ее последствия и профилактика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.