Раздел 3. Основные факторы, влияющие на размещение производительных сил
Без глубокого и всестороннего анализа факторов, предпосылок и условий развития региона, невозможно понимание природы конкурентных преимуществ, а следовательно и разработка эффективной стратегии развития региона и его систем. Предлагается А. Шадриным факторы, предпосылки и условия группировать по уровням соподчинения. Базовые – экономические, социальные, природно-ресурсные и экологические факторы, предпосылки и условия. Факторы надстроечного уровня – институциональные, политические, управленческие и финансовые.
3.1 Базовые факторы, предпосылки и условия
I Группа – Экономические предпосылки и факторы
1. Предпосылки. Выделение предпосылок необходимо, чтобы при управлении территориальным развитием, развитием предпринимательских структур в условиях конкретного региона, определить их стартовые или исходные позиции, а также возможности в перспективе.
а) Человеческий капитал – потенциал и качество трудовых ресурсов. Которые зависят от уровня благосостояния населения, его образования и здоровья, условий жизни. В современных условиях определяющим стал интеллектуальный ресурс, он в значительной степени определяет конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и региональной экономики в целом. Формируется важнейший рынок инновационной экономики – рынок интеллектуальной собственности.
б) Научно-технический потенциал региональной экономики выражается в количестве и качестве научных исследователей, уровне материально-технического обеспечения НИОКР, развития инновационной инфраструктуры. Эффективная система образования, организации инновационной деятельности создает базу для развития инновационной экономики, научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики региона.
в) Инфраструктурный потенциал. Развитая инфраструктура региона – производственная и социальная способствует привлечению инвестиций, развитию производительных сил региона.В регионах с развитой инфраструктурой достичь и реализовать конкурентные преимущества значительно проще и дешевле. В регионах, не располагающих базовыми элементами инфраструктуры или имеющими не соответствующие характеру миссии фирмы те или иные элементы этой структуры, сделать это гораздо сложнее.
г) Инвестиционный и бюджетный потенциалы определяются финансовым состоянием хозяйствующих субъектов региона, массой создаваемой прибыли, уровнем налогообложения и др.
2. Факторы. Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющего его характер или отдельные черты [].
а) Транспортный фактор – приобретает важное значение в связи с высокой протяженностью страны и транспортной составляющей в издержках обращения, удаленностью природных ресурсов от соответствующих их потребителей. Транспорт создает условия для формирования регионального и общегосударственного рынков.
С позиций потенциального предпринимателя предпочтительность бизнеса в данном регионе может оцениваться по следующим характеристикам региональной транспортной системы:
сложность и надежность сообщений (наличие альтернативных перевозок, регулярность и качество перевозок, степень загрузки и качество дорог)
качество перевозок (безопасность перевозок, скорость сообщения, стоимость перевозок - транспортная составляющая затрат).
В результате опережающего роста стоимости перевозок по сравнению с издержками производства товаров и цен на них локализуются рынки товаров отечественного производства, осложняется их выход на мировой рынок, создаются предпосылки для диверсификации хозяйства регионов при одновременном сужении их производственной специализации и межрайонного обмена. Транспортные тарифы меняются не только от темпов роста грузонапряженности магистралей на основных направлениях массовых перевозок, уровня технического состояния транспортного комплекса, но и от степени сближения (отдаления) мест спроса и предложения товаров, изменения цен на топливо, электроэнергию, средства подвижного состава и т.д.
б) Важная роль при определении перспектив развития региона, хозяйствующего субъекта, и выборе пункта размещения бизнеса принадлежит их экономико-географическому положению (ЭГП).
Экономико-географическое положение (ЭГП) – совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам, т.е. отношение региона, или хозяйствующего субъекта ко вне их находящимся данностям, имеющим экономическое значение. В зависимости от причин определяющих ЭГП различают следующие его виды:
демографическое – положение региона, хозяйствующего субъекта относительно основных ареалов расселения, региональных рынков рабочей силы;
транспортно-географическое – относительно транспортных магистралей;
аграрно-географическое – относительно баз сельхозсырья;
сбыто-географическое – относительно основных рынков сбыта;
рекреационное – относительно рекреационных зон;
промышленно-географическое – относительно источников сырья, энергии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.