Тема: Микробиологическая диагностика инфекций, вызванных анаэробными возбудителями (клостридии газовой гангрены, столбняка, ботулизма, бактероиды).
Цель: На основе знаний биологии спорообразующих и неспорообразующих анаэробных бактерий, особенностей их взаимодействия с макроорганизмом, уметь обосновать тактику микробиологической диагностики, профилактику и терапию, вызываемых ими заболеваний.
Знать:
1. Особенности биологии спорообразующих и неспорообразующих анаэробных бактерий, определяющие их роль в инфекционной патологии человека.
2. Экологию спорообразующих и неспорообразующих анаэробных бактерий, особенности эпидемиологии, патогенеза и иммунитета, вызываемых ими заболеваний.
3. Материал и методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых спорообразующими и неспорообразующими анаэробными бактериями.
4. Профилактику и терапию заболеваний, вызываемых спорообразующими и неспорообразующими анаэробными бактериями.
Уметь:
1. Учитывать и оценивать результаты микроскопии исследуемого материала при подозрении на инфекцию, вызванную спорообразующими и неспорообразующими анаэробными бактериями.
2. Учитывать и оценивать результаты посева исследуемого материала на питательные среды с целью выделения и культивирования спорообразующих и неспорообразующих анаэробных бактерий (тиогликолевая среда, Китта-Тароцци и др.).
3. Проводить идентификацию исследуемой культуры с учетом морфотинкториальных (метод Грама), биохимических («пестрый ряд»), токсигенных (реакция нейтрализации) свойств.
Контрольные вопросы:
1. Классификация и морфобиологические свойства спорообразующих анаэробных бактерий – клостридий анаэробной газовой гангрены, столбняка, ботулизма.
2. Классификация и морфобиологические свойства неспорообразующих анаэробных бактерий – бактероиды, превотеллы, порфиромонады, фузобактерии.
3. Ведущий фактор вирулентности патогенных клостридий и метод его определения.
4. Факторы вирулентности неспорообразующих анаэробных бактерий и механизм их действия.
5. Особенности экологии, эпидемиологии и патогенеза анаэробной газовой гангрены, столбняка, ботулизма.
6. Особенности экологии, эпидемиологии и патогенеза инфекций, вызываемых неспорообразующими анаэробными бактериями.
7. Материалы и методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых спорообразующими и неспорообразующими анаэробными бактериями.
8. Ускоренная микробиологическая диагностика анаэробной газовой гангрены.
9. Ускоренная и экспресс-диагностика заболеваний, вызываемых спорообразующими и неспорообразующими анаэробными бактериями.
10. Специфическая профилактика и терапия анаэробной газовой гангрены, столбняка, ботулизма.
11. Профилактика и терапия заболеваний, вызванных неспорообразующими анаэробными бактериями.
Задания, выполняемые в ходе занятия (УИРС):
1. Провести микробиологическое исследование биоптата (аутоптата) из глубины раны больного с подозрением на анаэробную газовую гангрену с целью установления этиологии заболевания:
1.1. Промикроскопировать препарат из биоптата, окрашенный по Граму. Сделать заключение.
1.2. Учесть и оценить результаты посева биоптата в среду Вильсона-Блера и молоко с целью ускоренной диагностики. Сделать заключение.
1.3. Провести бактериологическое исследование по выделению предполагаемого возбудителя:
- изучить посев исследуемого материала в тиогликолевую среду (визуально, метод Грама);
- учесть и оценить результаты посева выделенной культуры на «пестрый
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.