Гигиенические аспекты физиологии труда: Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Гигиена»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздравсоцразвития России

Кафедра гигиены

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Гигиена»

для специальности 060101– «Лечебное дело» (Очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 14

ТЕМА: «Гигиенические аспекты физиологии труда»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор                             _____________                    

Составитель:

Ассистент кафедры                          ______________                  

Красноярск

2013

Занятие № 14

     Тема: «Гигиенические аспекты физиологии труда».

1.  Форма организации учебного процесса: практическое занятие

Разновидность занятия: предметно-ориентированное.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

     Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Физиология труда решает две основные задачи: определяет оптимальные характеристики рабочего процесса, позволяющие достигнуть высокой производительности и эффективности труда, и разрабатывает мероприятия, предохраняющие человека от неблагоприятного влияния некоторых факторов. Исходя из этих задач, данный раздел науки обосновывает режимы труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приёму, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений.

Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья. Разработка методик, позволяющих измерять утомляемость и степень снижения работоспособности, сближает физиологию труда с психологией труда, а изучение влияний внешней среды на организм – с гигиеной труда, что позволяет рассматривать эти науки как составные части эргономики. Особенность физиологии труда в том, что она наряду с гигиеной и научной организацией труда изучает важную социальную проблему – проблему трудовой деятельности человека.

Цели обучения:

- общая – обучающийся должен обладать ОК 1,5 и ПК 3,11,27,31.

- учебная: знать предмет, задачи и методы, гигиенические аспекты физиологии труда, изменения, происходящие в организме человека в процессе трудовой деятельности, физиологические основы утомления и переутомления, перенапряжения, их профилактику;

Уметь давать гигиеническую характеристику умственного и физического труда;

владеть методологией оценки условий труда, используя нормативно-правовые акты.

План изучения темы:

2. Контроль исходного уровня знаний.

1. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая

1.  нагрузку на эмоциональную сферу работника

2.  нагрузку на центральную нервную систему

3.  нагрузку на органы чувств

4.  нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма

2. Физическая динамическая нагрузка определяется с учетом

1.  массы груза и времени удержания груза в секундах

2.  количества наклонов в единицу времени

3.  массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах

4.  перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены

3. Статическая нагрузка определяется с учетом

1.  массы груза и времени удержания груза в секундах

2.  количества наклонов в единицу времени

3.  массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах.

4.  перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены

4. Перемещение в пространстве определяется с учетом

1.  массы груза и времени удержания груза в секундах

2.  количества наклонов в единицу времени

3.  массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах.

4.  перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены

5. Локальные стереотипные рабочие движения характеризуются

1.  быстрой работой, большим количеством движений в единицу времени

2.  медленной работой, малым количеством движений в единицу времени

3.  быстрой работой, малым количеством движений в единицу времени

4.  медленной работой, большим количеством движений в единицу времени

6. Региональные стереотипные рабочие движения характеризуются

1.  быстрой работой, большим количеством движений в единицу времени

2.  быстрой работой, малым количеством движений в единицу времени

3.  медленной работой, малым количеством движений в единицу времени

4.  медленной работой, большим количеством движений в единицу времени

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
70 Kb
Скачали:
0