Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра гигиены
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Гигиена»
для специальности 060101– «Лечебное дело» (Очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 14
ТЕМА: «Гигиенические аспекты физиологии труда»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор _____________
Составитель:
Ассистент кафедры ______________
Красноярск
2013
Занятие № 14
Тема: «Гигиенические аспекты физиологии труда».
1. Форма организации учебного процесса: практическое занятие
Разновидность занятия: предметно-ориентированное.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).
Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Физиология труда решает две основные задачи: определяет оптимальные характеристики рабочего процесса, позволяющие достигнуть высокой производительности и эффективности труда, и разрабатывает мероприятия, предохраняющие человека от неблагоприятного влияния некоторых факторов. Исходя из этих задач, данный раздел науки обосновывает режимы труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приёму, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений.
Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья. Разработка методик, позволяющих измерять утомляемость и степень снижения работоспособности, сближает физиологию труда с психологией труда, а изучение влияний внешней среды на организм – с гигиеной труда, что позволяет рассматривать эти науки как составные части эргономики. Особенность физиологии труда в том, что она наряду с гигиеной и научной организацией труда изучает важную социальную проблему – проблему трудовой деятельности человека.
Цели обучения:
- общая – обучающийся должен обладать ОК 1,5 и ПК 3,11,27,31.
- учебная: знать предмет, задачи и методы, гигиенические аспекты физиологии труда, изменения, происходящие в организме человека в процессе трудовой деятельности, физиологические основы утомления и переутомления, перенапряжения, их профилактику;
Уметь давать гигиеническую характеристику умственного и физического труда;
владеть методологией оценки условий труда, используя нормативно-правовые акты.
План изучения темы:
2. Контроль исходного уровня знаний.
1. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая
1. нагрузку на эмоциональную сферу работника
2. нагрузку на центральную нервную систему
3. нагрузку на органы чувств
4. нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма
2. Физическая динамическая нагрузка определяется с учетом
1. массы груза и времени удержания груза в секундах
2. количества наклонов в единицу времени
3. массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах
4. перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены
3. Статическая нагрузка определяется с учетом
1. массы груза и времени удержания груза в секундах
2. количества наклонов в единицу времени
3. массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах.
4. перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены
4. Перемещение в пространстве определяется с учетом
1. массы груза и времени удержания груза в секундах
2. количества наклонов в единицу времени
3. массы груза, перемещаемого вручную в каждой операции и пути его перемещения в метрах.
4. перемещения и по вертикали или по горизонтали в течение смены
5. Локальные стереотипные рабочие движения характеризуются
1. быстрой работой, большим количеством движений в единицу времени
2. медленной работой, малым количеством движений в единицу времени
3. быстрой работой, малым количеством движений в единицу времени
4. медленной работой, большим количеством движений в единицу времени
6. Региональные стереотипные рабочие движения характеризуются
1. быстрой работой, большим количеством движений в единицу времени
2. быстрой работой, малым количеством движений в единицу времени
3. медленной работой, малым количеством движений в единицу времени
4. медленной работой, большим количеством движений в единицу времени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.