Введение в биохимический практикум (Глава 1 из Руководства к практическим занятиям по биохимии)

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

                      Министерство  здравоохранения  Российской Федерации

Красноярская государственная медицинская академия

Кафедра биохимии с курсом медицинской химии

Руководство

к практическим занятиям

                                          по биохимии

                                                                                                                                                                                            

Красноярск,  2002

УДК  577.1 (075.8)

ББК    24 (075.8)

Р  84

Руководство к практическим занятиям по биохимии / под редакцией ,  ,  2002 г.,  233 стр./

 


Составители: С.К.,  Л.М. , А.Д., Л.Л., Л.В., Е.И.

Руководство к практическим занятиям по биохимии содержит краткую теоретическую часть по всем разделам курса, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также описание лабораторных работ. Для каждой лабораторной работы дан перечень оборудования, реактивов и материалов, описана методика выполнения работы. Авторы ввели в лабораторный практикум унифицированные методики, рекомендуемые для клинических лабораторий. В каждом разделе даны вопросы для самоконтроля, тесты и ситуационные задачи.

Руководство к практическим занятиям по биохимии предназначено для студентов медицинских вузов. Оно составлено таким образом, что может быть использовано студентами как для самостоятельной внеаудиторной подготовки, так и для работы на практических занятиях.

Рецензенты: д.м.н., проф. Л.Г.Климацкая (Красноярская государственная медицинская академия); к.б.н., доцент Боровкова Г.И. (Красноярский государ-ственный университет).

                                             Предисловие

          Руководство к практическим занятиям по биохимии составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2000), учебным планом (2000) специальностей 040 100 "Лечебное дело", 040 200 "Педиатрия" и типовой программой по биохимии для медицинских вузов, квалификационной характеристикой специалиста и отражает методику преподавания этого предмета на кафедре биохимии Красноярской  государственной медицинской академии.

          Руководство состоит из 10 глав. Каждая глава соответствует определенной теме. В ней дано краткое описание теоретического материала, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, описание лабораторной работы, а также материал для самоконтроля - вопросы, ситуационные задачи и тесты. В лабораторную часть включены современные унифицированные методы биохимического анализа, рекомендуемые для клинических лабораторий. Основная цель руководства заключается в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной работы и показать значение биохимических методов анализа  для клинической диагностики.     

          Руководство к практическим занятиям   по биологической химии может быть использовано для учебной работы студентов и преподавателей медицинских вузов.

Глава 1.  Введение в биохимический практикум

 


Раздел 1. Значение биохимических анализов в практической медицине

          На современном этапе развития медицины резко повысилось значение биохимических анализов. Применение новых лекарственных средств и новых методов лечения, проведение сложнейших хирургических вмешательств и реанимационных мероприятий требует постоянного биохимического контроля. За последние годы число биохимических исследований на одного стационарного больного в среднем увеличилось в несколько раз. Биохимические анализы применяются для диагностики, контроля за состоянием пациентов (мониторинг), скрининга  различных заболеваний и прогнозирования. Таким образом,  главная задача биохимической лаборатории состоит в том, чтобы обеспечить врача биохимической информацией, необходимой для лечения больного. Такая информация представляет ценность, только если она точна, соответствует клинической ситуации и правильно используется врачом в процессе принятия решений.                                

Раздел 2.  Общие сведения

Объект биохимических исследований

Для клинико-биохимических анализов используют:

1) биологические жидкости внутренних  сред организма - плазму или сыворотку  крови, спинно-мозговую жидкость, лимфу,  амниотическую, внутрисуставную или внутриглазную жидкости.

2) биологические  выделения (экстракты) -  мочу, желчь, слюну, желудочный и кишечный соки, кал, пот, слезную жидкость, женское молоко и молозиво, семенную жидкость, слизистые выделения.

Пробу биологической жидкости берут утром натощак. Чаще  всего исследуется  утренняя моча, но  для некоторых анализов (например, гормонов) используется суточная моча.

Капиллярную кровь у взрослых получают из пальца, у детей - можно из мочки уха, большого пальца ноги или пятки.

Большое количество крови   берут  из  локтевой  вены (у маленьких детей - из подкожных вен головы).

Из цельной крови с добавлением антикоагулянта (гепарина или цитрата натрия) центрифугированием можно получить плазму и форменные элементы крови. Сыворотка крови отличается от плазмы тем,  что в ней  отсутствует фибриноген и другие белки крови, участвующие в ее свертывании и вошедшие в сгусток.

Для получения сыворотки кровь собирают  в сухую пробирку без антикоагулянта и оставляют в холодильнике для образования и отделения сгустка.

В сыворотке, плазме, эритроцитах определяют вещества, неравномерно распределенные между эритроцитами и жидкой средой крови. Например, Na, K, фосфаты, билирубин и т.д.

Если анализ невозможно провести сразу, то объекты биохимических исследований можно хранить в  холодильнике.   Срок  хранения, в зависимости от вида определяемого вещества, может

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биохимия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
156 Kb
Скачали:
0