Методы расчета экономической эффективности капитальных вложений и новой техники
Экономической эффективности производства, перевозок, новой техники и капитальных вложений отводится важное место в экономике ж.д. транспорта. Она является критерием целесообразности создания и применения новой техники , реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства ( перевозок) и улучшению условий труда. Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники в общем виде определяется как соотношение между затратами и результатами, как итоговый синтетический интегральный показатель качества экономического развития отрасли, предприятия. Капитальное вложение есть одно из условий НТП и средств его осуществления и вместе с тем роста производительности труда. Экономическая эффективность новой техники, определяется аналогично эффективности капитальных вложений, т.е. путем сопоставления затрат с полученным эффектом .
Для железных дорог наиболее эффективным будет такой вариант уровня развития техники, технология и организация перевозок, при котором обеспечивается полное своевременное и высококачественное удовлетворение потребности клиентов и населения в перевозках с наименьшими затратами на единицу перевозочной работы. Так как определение и расчеты
Экономической эффективности основан на соизмерение затрат с результатами следует различать понятия эффекта и эффективности. Эффектом называется непосредственный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия. Эффективность есть отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам ,
Обуславливающим его получение. Основным критерием при сравнении и выбора вариантов новой техники и капитальных вложений на ж.д. транспорте является минимум приведенных затрат. Этот критерий основан на соизмерении текущих годовых расходов с единовременными капитальными вложениями.
Абсолютная экономическая эффективность производства и капитальных вложений определяется:
Для народного хозяйства , отраслей промышленности и транспорта как отношение прироста годового объема национального дохода, к вызвавшим этот прирост капитальным вложением в сферу материального производства. Э= Д/К,
Показатель общей экономической эффективности действующих производственных фондов по отрасли и предприятиям определяется уровнем рентабельности. Относительная (сравнительная)
Эффективность исчисляется при выборе из двух и более вариантов решения определенной производственной или хозяйственной задачи и характеризуется экономические приемущества одного варианта по сравнению с другими или степень экономичности выбранного варианта, исчисляющую путем соизмерения капитальных затрат и эксплуатационных расходов к единовременным капитальным затратам в основные и оборотные средства, вызвавшим эту экономию, т.е. в рублях экономии на рубль капитальных вложений или в % эффективности.
При разновременных капитальных вложений задача заключается в своевременном планировании перехода от одного этапа усиления к другому с минимальными приведенными затратами и таким образом, чтобы общая сумма приведенных затрат по всем этапам при сравнении вариантов была минимальной.
При решении задач определения экономической эффективности плановых мероприятий широко применяются экономико - математические методы. Задачи комплексного развития ж.д. транспорта , усиления пропускных способностей, выбора очередности, наращивание мощности технических решают методом динамического программирования.
Методы нормирования труда
Для нормирования труда на ж.д. транспорте используют два способа: аналитически исследовательский и аналитически расчетный . Эти способы могут применяться как раздельно, так и совместно. Аналитический способ – это способ, при котором затраты труда проектируют на основе анализа данных, полученных в результате наблюдений на рабочем месте, по каждому элементу нормируемой операции при организации труда, соответствующей принятым условиям производительной работы. К аналитически исследовательскому способу относятся фотография рабочего дня , хронометраж и фотография производственного процесса.
Фотография рабочего дня позволяет выявить и изучить причины потерь рабочего времени , получить исходные материалы для установления рациональной организации труда и исходные данные для разработки нормативов времени на подготовительно- заключительные операции, обслуживание рабочего места , определить процент выполнения установленных норм и степень использования оборудования во времени, рассчитать нормы расхода рабочей силы и обслуживания рабочих мест и оборудования. Для
начала исследования необходимо выбрать объект наблюдения , ознакомиться с технологическим процессом и порядком обслуживания рабочего места, провести беседу с рабочими, разъяснить цели и задачи фотографии.
В процессе исследования записывают все действия исполнителя и перерывы с указанием их величины (по текущему времени).Число наблюдений зависит от цели исследования.
На ж.д. транспорте применяют 4 вида фотографии: индивидуальная, групповая, самофотография и фотография рабочего дня методом моментных наблюдений.
Хронометражем называется метод изучения затрат оперативного времени путем наблюдения и измерения циклически повторяющихся элементов операции.
Число наблюдений элементов операции устанавливают в зависимости от ее длительности и характера. Обработка и анализ хронометражных наблюдений – это исключение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.