Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» |
Кафедра «Экономика транспорта»
,
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Рекомендовано
Методическим советом ДВГУПС
в качестве учебного пособия
Хабаровск
|
УДК 338.47:656.2(075.8)
ББК У 372 я73
Г 961
Рецензенты:
Заместитель начальника Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»
по экономике и финансам
Кафедра «Экономика и логистика на транспорте»
Самарского государственного университета путей сообщения (заведующий кафедрой доктор экономических наук, профессор
)
Гусарова, Е.В.
Г 961 |
Экономика и управление на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / Е.В. Гусарова, В.В. Комарова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – 109 с.: ил. |
Учебное пособие соответствует Гос ВПО направлений 080500 «менеджмент», 190700 «Организация перевозок на транспорте» специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)».
Рассмотрены теоретические и методические принципы хозяйственной деятельности железных дорог в условиях рынка. Показаны миссия ОАО «РЖД», стратегическая программа его развития, организация бюджетного планирования на железных дорогах, современные тенденции реформирования системы управления отраслью.
Достоинством учебного пособия является то, что оно основывается на последних нормативных материалах, определяющих механизм хозяйствования ОАО «РЖД».
предназначено для студентов 4-го и 5-го курсов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Экономика транспорта», а также может быть полезно слушателям курсов повышения квалификации и практическим работникам.
Учебное пособие разработано в рамках инновационно-образовательной программы «Инновационный научно-образовательный комплекс на Дальнем Востоке России».
УДК 338.47:656.2(075.8)
ББК У 372 я73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
|
Оглавление
ВВедение........................................................................................................... 5
1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «экономика железнодорожного транспорта» в современных условиях. 6
1.1. Содержание и задачи дисциплины. 6
1.2. Особенности транспорта как отрасли производства и его продукции. 7
2. МИССИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ. 10
2.1. Миссия железнодорожного транспорта в экономике страны. 10
2.2. Стратегические направления развития отрасли. 12
2.3. Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г 15
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ». 17
3.1. Общие сведения...................................................................................... 17
3.2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта. 18
3.3. Особенности принципов, функций и методов управления железнодорожным транспортом. 21
3.4. Цели, задачи и этапы реформирования железнодорожного транспорта. 24
3.5. Структура управления железнодорожным транспортом. 27
3.6. Целевая модель формирования рынка железнодорожных транспортных услуг до 2010 г. 33
4. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. 38
4.1. Общие основы планирования на железнодорожном транспорте. 38
4.2. Формирование системы бюджетирования на предприятии. 40
4.3. Модель и принципы построения системы бюджетирования железнодорожного транспорта. 44
4.4. Виды текущих бюджетов, разрабатываемых на железнодорожном транспорте. 49
4.4.1. общие положения. 49
4.4.2. Бюджет продаж. 50
4.4.3. Бюджет производства. 51
4.4.4. Бюджет затрат. 54
4.4.5. Бюджет капитальных вложений. 56
4.4.6. Бюджет запасов и закупок 56
4.4.7. Бюджет доходов и расходов. 56
4.4.8. Бюджет дебиторской и кредиторской задолженности. 58
4.4.9. Бюджет кредитов и займов. 58
4.4.10. Бюджет движения денежных средств. 59
4.4.11. Прогнозный бюджет (баланс) 60
4.4.12. Мастер-бюджет железной дроги. 61
4.5. Бюджеты отраслевых хозяйств железной дороги. 62
4.6. Взаимосвязь бюджетов и порядок их разработки. 65
5. ЭКОНОМИКА ПЕРЕВОЗОК. 68
5.1. Факторы, влияющие на формирование объема грузовых перевозок 68
5.2. Особенности планирования грузовых перевозок 72
5.3. Определение объемных показателей плана грузовых перевозок 76
5.4. Качественные показатели грузовых перевозок 82
5.5. Оценка оптимальности организации и планирования грузовых перевозок 84
5.5.1. Неравномерность грузовых перевозок 84
5.5.2. Рационализация грузовых перевозок 86
5.6. Задачи маркетинга грузовых перевозок 87
5.6.1. Изучение спроса на грузовые перевозки. 87
5.6.2. Изучение состояния и развития конкурентных видов транспорта. 91
5.6.3. Формирование субъектов и конкурентная сегментация рынка железнодорожных транспортных услуг 93
5.7. Экономика пассажирских перевозок 101
5.7.1. Показатели пассажирских перевозок 101
5.7.2. Планирование объемных показателей пассажирских перевозок 102
Заключение............................................................................................................................. 106
Библиографический список........................................................................................ 108
ВВЕДЕНИЕ
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – крупнейшая транспортная компания, обслуживающая потребности экономики и населения страны в перевозках. Организационно-правовые основы функционирования железных дорог определены федеральными законами «О железнодорожном транспорте», «Устав железных дорог», «Об особенностях управления имуществом на железнодорожном транспорте».
Новый подход к управлению транспортным производством на корпоративной основе потребовал изменений в формах экономической работы: организации планирования производства, построения системы оплаты и стимулирования труда, формирования тарифов, систематизации учета расходов железных дорог, распределения доходов и финансирования ее структурных подразделений, построения инвестиционных программ развития отрасли.
Эти направления нашли отражение в стратегических программах совершенствования на железнодорожном транспорте и целом ряде нормативных документов ОАО «РЖД». В связи с таким количеством нововведений появилась острая потребность в новой учебной литературе. Фундаментальные учебники, написанные буквально 3–4 года назад, не содержат необходимой информации.
В настоящем учебном пособии рассмотрены новые экономические отношения на железных дорогах, показаны усовершенствованная структура управления ОАО «РЖД», изменения в системе бюджетирования на сети железных дорог, изложены новые подходы к формированию расходов и ценообразованию на железных дорогах.
Экономические проблемы требуют системного подхода. Любой объект должен рассматриваться как в целом, так и по структурным составляющим, а также как часть общего целого. Поэтому на железных дорогах сегодня очень важно изучение сдвигов в соотношениях между различными видами деятельности и их влияния на эффективность системы в целом. В данном учебном пособии рассматриваются показатели работы железных дорог с выделением таких видов деятельности, как грузовые и пассажирские перевозки, управление эксплуатационной деятельностью транспорта и ее планирование, влияние эффективности использования подвижного состава на текущие расходы железных дорог и их подразделений.
Авторы настоящего учебного пособия надеются, что оно в некоторой степени восполнит существующий пробел в учебной литературе по экономическим проблемам функционирования ОАО «РЖД» и будет использоваться студентами экономических специальностей Дальневосточного государственного университета путей сообщения и других транспортных вузов при изучении курса «Экономика железнодорожного транспорта».
Предметом дисциплины «Экономика железнодорожного транспорта» является изучение системы экономических отношений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги». Эта система в укрупненном виде включает исследование нижеперечисленных проблем:
– производственно-экономических отношений между отраслью и обществом в целом. При этом она учитывает специфику взаимоотношений с государством (как элемент инфраструктуры экономики страны) и каждым потребителем транспортной продукции;
– производственно-экономических отношений между различными видами транспорта, входящими в единую транспортную систему страны. Здесь ведущее значение имеют вопросы разделения и кооперации деятельности железных дорог с другими видами транспорта на основе рыночных взаимоотношений с учетом их конкурентоспособности;
– внутрипроизводственных экономических отношений, которые учитывают особенности управления технологическими процессами, управления персоналом железнодорожного транспорта и его финансовыми ресурсами.
В соответствии с основными задачами формирования и развития производственных отношений на сети железных дорог дисциплина «Экономика железнодорожного транспорта» изучает следующие вопросы.
1. Формирование объемов транспортного производства, как определяющего
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.