Совершенствование методики анализа обязательств, возникающих при выполнении текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, страница 4

Текущий  ремонт  вагонов  в  зависимости  от  объема  и  характера  работ установлен двух видов: текущий безотцепочный ремонт, выполняемый непосредственно в составе поезда; текущий отцепочный ремонт, осуществляемый на ремонтных путях, при этом ремонтируемый вагон исключается из поезда. Под текущим отцепочным ремонтом (ТОР) понимается текущий ремонт порожних грузовых вагонов при их подготовке под погрузку (ТР-1) или порожних и груженых вагонов с отцепкой от транзитных, прибывших в разборку поездов и сформированных составов (ТР-2) с выпиской уведомления на ремонт вагона формы ВУ- 23М  и постановкой на специализированные ремонтные пути.

Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности показал, что наибольший удельный вес дебиторской задолженности в общей величине обязательств по покупателям и заказчикам приходится на подразделение по Централизованным договорам  и ВЧД-12 Входная, хотя замечена существенная тенденция к снижению данного показателя, что говорит о возврате средств, ранее отвлеченных.

 

Рисунок 4 – Структура дебиторской задолженности вагонного хозяйства по подразделениям, проц.

Рисунок 5 – Динамика дебиторской задолженности Службы вагонного хозяйства по подразделениям, тыс.р.

В ходе проведенного исследования было установлено, что структура расчетов с дебиторами рациональна, а качество управления задолженностью находится на достаточно высоком уровне. На предприятии преобладает краткосрочная дебиторская задолженность со сроком возникновения  до 1месяца. На ее долю приходится 94,5% от общей суммы долгов. В то же время,  у предприятия имеется задолженность по сроку образования от 1 до 3- х месяцев  в размере 12622 тыс.р.  или 5,4 % к общему итогу. Безнадежной и нереальной для взыскания дебиторской задолженности за анализируемый период не выявлено. А трехкратное превышение факта к плану дебиторской задолженности не является критическим, т.к. период инкассации задолженности происходит в течение короткого срока, а именно в течение 12 месяцев.

Рисунок 6 – Состав дебиторской задолженности по срокам ее образования, тыс.р.

Оценка задолженности на качественном уровне показала, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с прошлым годом  улучшилась. Период погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков сократился на 9 дней (с 26  дней до 17 дней), а показатели  оборачиваемости в динамике имеют тенденцию к увеличению (с 13 дней до 20 дней), что говорит о динамичном развитии предприятия.

В современных экономических условиях эффективное  управление финансовыми ресурсами в интересах устойчивого развития предприятий железнодорожного транспорта является чрезвычайно важным. Именно от степени функционирования финансовыми ресурсами (дебиторской задолженности) будет зависеть стабильность и успех предприятия.

Автором последовательно изложены этапы методики анализа обязательств за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов и  даны комментарии по их выполнению.

Таблица 1 - Методика анализа обязательств за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов