Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач применялись методы системного анализа, детализации, группировки, качественные методы анализа, методы факторного анализа, использовались и нетривиальные подходы к оценке обязательств.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- исследована экономическая природа дебиторской задолженности и предложен показатель – коэффициент эффективности дебиторской задолженности;
- уточнено понятие дебиторской задолженности за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов;
- классифицированы методы анализа и определены основные этапы методики анализа дебиторской задолженности на железнодорожном предприятии.
Практическая значимость. Выполненное исследование содержит решение ряда концептуальных задач анализа дебиторской задолженности железнодорожного предприятия, чем вносит существенный вклад в развитие как транспортной отрасли, так и науки в целом.
Внедрение и апробация работы. Научные результаты работы обсуждались на Международной научно-практической конференции на тему «Перспективы развития теории и практики бухгалтерского учета в инновационной экономике», секции «Инновационные подходы к исследованию экономических процессов». 26 апреля 2013 года. НГУЭУ. г. Новосибирск.
Публикации. По теме исследования опубликована статья «К вопросу об эффективном управлении дебиторской задолженностью предприятия» общим объемом 0,4 п.л.
Объем и структура исследования. Работа изложена на 111 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 53 наименования, содержит 9 таблиц, 16 рисунков, 10 формул.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, изложена их новизна и практическая значимость.
В первой главе представлен теоретический обзор определений дебиторской задолженности ученых – экономистов: В.Ф. Данилина, В.В. Ковалева, Ч. Войфела, М. Мескона, Я. Шуера. Рассмотрены исторические этапы формирования и развития дебиторской задолженности, проведен обзор фактов возникновения прав обязательств, рассмотрена экономическая природа и приведена классификация дебиторской задолженности.
Обобщая все многообразие высказываний, автор конкретизировал определение с учетом отраслевой специфики и предлагает под дебиторской задолженностью понимать обязательства контрагентов и собственников подвижного состава по выплате денежных средств за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, а ее образование - следствием требований конкуренции за отсрочку платежей.
Рисунок 1 – Классификация дебиторской задолженности в компании ОАО «РЖД»
Во второй главе рассмотрены современные методические подходы, информационное обеспечение и технологии экономического анализа обязательств.
Определяющей особенностью методов экономического анализа обязательств служит система экономических показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия.
Все методы экономического анализа делятся на две большие группы: качественные и количественные.
Рисунок 2- Методы экономического анализа
Автор выяснил, что традиционно, к методам анализа дебиторской задолженности относятся: анализ динамики, структуры, расчет коэффициента и периода оборачиваемости, что не достаточно полно дает оценку управления обязательствами согласно отраслевой принадлежности предприятия. Современным, всесторонне характеризующим и более эффективным, на наш взгляд, считается авторский подход к классификации методов и приемов, используемых в анализе дебиторской задолженности за текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, который осуществляется с использованием как традиционных, классических методов и приемов экономического анализа, так и нетривиальных подходов (рис.2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.