МЕТОДЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
,
Сибирский государственный университет
путей сообщения, Новосибирск
Экономическое развитие страны на современном этапе характеризуется замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. В связи с этим одной из важных задач финансового управления организацией является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию ее размера и обеспечение своевременного возврата долга. Согласно наблюдениям специалистов Высшей школы экономики просроченная дебиторская задолженность за последние годы составляет около 30% от общей суммы задолженности по стране, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии взаиморасчетов между российскими предприятиями. При этом предприятия и организации не могут отказаться от коммерческого кредитования своих покупателей с целью сохранения объемов продаж продукции, сохранения деловых связей, расширения рынков сбыта.
Все это обуславливает актуальность поиска эффективных форм и методов пополнения оборотных средств для снижения потерь, связанных с неплатежами предприятий, и показывает, что проблема улучшения эффективности управления системой расчетов является одной из первоочередных.
Размеры бухгалтерских статей расчетов с дебиторами оказывают серьезное влияние на конечные результаты работы организации и финансовое состояние в целом. Так рост дебиторской задолженности может привести к недостатку оборотного капитала, а это грозит снижением платежеспособности, финансовой устойчивости организации и характеризует фактическую иммобилизацию средств из производственного процесса. Предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов. В то же время резкое снижение ее величины может свидетельствовать и о спаде объема реализации продукции и услуг.
Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются предприятия при возникновении дебиторской задолженности.
1. Отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств.
2. Оценка возникающих потерь от недоиспользования средств дебиторской задолженности в текущей деятельности во время ее инкассации.
3. Отсутствие контроля просроченной и сомнительной (безнадежной) задолженности.
4. Распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о возможных мерах по ее оптимизации.
Руководителям предприятий, управляющим по финансовым вопросам, бухгалтерским службам, аудиторам, менеджерам постоянно приходиться следить за динамикой расчетов с дебиторами, выбирать условия реализации продукции и услуг, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; проверять правильность отражения долгов дебиторов, определять систему скидок или надбавок для различных групп контрагентов, ускорять возврат долгов; оценивать упущенные выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. Эти мероприятия можно назвать составляющими системы управления дебиторской задолженностью. Целью такого управления следует считать оптимизацию ее величины. Достичь поставленной цели в управлении расчетов с дебиторами возможно только на основании комплексной оценки взаимоотношений с контрагентами. Современный подход включает в себя несколько основных этапов: прогнозирование дебиторской задолженности, оперативный анализ, мониторинг, и в дальнейшем оптимизацию (минимизацию) величины задолженности. (рис. 1).
Рисунок 1- Основные этапы системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
Важной частью системы управления возникающих обязательств является анализ их объема и качества, который осуществляется с использованием традиционных, классических методов и приемов экономического анализа, так и нетривиальных способов (рис.2).
Рисунок 2 – Классификация методов и приемов, используемых в анализе дебиторской задолженности предприятия
Практическое управление дебиторской задолженностью ведется на всех этапах финансово-хозяйственной деятельности, начиная с момента выбора делового партнера и заключения договора до исполнения договорных обязательств.
Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, работ или услуг предусматриваемых в соглашениях. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате предоставляемого объема товаров или услуг, уровень текущей платежеспособности и финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (наличие предлагаемых товаров в достаточном объеме, потребность в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемых форм бухгалтерской отчетности, от специализированных информационных органов, агентств, из неформальных источников.
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам: срок предоставления кредита и стандарты кредитоспособности.
По сроку кредитования и его продолжительности, чаще всего применяются стандартизованные по условиям оплаты договоры. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта оплаты обязательств (в частности влияния инфляции).
Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.