Теоретические основы управления дебиторской задолженностью

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, обобщив многообразие понятий можно сформулировать следующее определение: дебиторская задолженность возникает в результате  невыполнения договорных обязательств – этонеизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

В отечественной научной литературе предлагаются различные методики и подходы к анализу дебиторской задолженности.

Например, методика Шеремета А.Д. предполагает сопоставление результатов кредиторской и дебиторской задолженности, проведение коэффициентного анализа, применение вертикального и горизонтального методов экономического анализа в табличной форме, в качестве информационной базы служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности.

Методика Максютова А.А. включает  многосторонний подход. Данная методика приемлема для целей внутреннего управления организацией, поскольку требует подробной информации о дебиторах. Методика основана на анализе данных прошлых тенденций, ранжировании дебиторских долгов по методу Парето, а так же предполагается учет «связанных затрат»и идентификация наиболее крупных дебиторов.

Кластер достоинств, недостатков и характерных особенностей описанных выше методик позволяет нам выработатьсбалансированную и рациональную стратегию анализа дебиторской задолженности, что даст нам возможность еще раз утвердиться в правильности наших суждений и дальнейших сценариев.

1.3  Основные подходы к управлению дебиторской задолженностью

Существуют различны подходы к управлению дебиторской задолженностью.

Дебиторскую задолженность рассматривают как инструмент управления оборотным капиталом предприятия. Отсюда, дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала.

С позиций маркетинговой политики предприятия дебиторская задолженность рассматривается как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема  продаж.

В рамках следующего подхода дебиторской задолженности понимается как форма инвестирования. Предприятию, предоставляя отсрочку платежа  (ДЗ), отвлекают свои оборотные средства  в расчеты на нереально долгие сроки и тем самым кредитуют своих контрагентов, формируют рисковую среду невозвратных товарных кредитов при очень длинных сроках расчета. В свою очередь собственное финансирование такие предприятия осуществляют за счет заемных средств, чем трансформируют свои долги в долги по отношению к себе.

В соответствии с МСФО является финансовым инструментом (договор, сделка, ценная бумага). Финансовым активом организации признается актив, являющийся денежными средствами, правом требования денежных средств или другого финансового актива от другого финансового актива от другой организации, правом требования обмена финансовыми инструментами с другой организациейна взаимовыгодных условиях, эмиссионным инструментом другой организации.

Дебиторскую задолженность часто связывают с коммерческим кредитованием. Однако, в отличие от коммерческого кредитования, в пределах срока платежа по договору не взимается процент за пользование. (МВА)

Считается также, что управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента. Основной целью которого, является,  увеличение прибыли предприятия за счет эффективного использования дебиторской задолженности (Карасева И.М. «Финансовый менеджмент» уч. Пособие. ОМЕГА –Л, 2009-335с.).

Да, действительно, нельзя не согласиться с доводами всего выше сказанного. Дебиторская задолженность является не только экономическим инструментом, но и хорошим институтом для увеличения объема продаж. Качество товара, репутация компании, условия оплаты- вот те составляющие, которые в целом образуют уникальное торговое предложение. Но для того, чтобы предприятие завладело наибольшим сегментом рынка, необходимо менять эти торговые условия. И начинать надо не с качества товара  (в короткий период это очень сложно сделать), и не с  имиджа компании (это не так просто). Самый легкий путь – поменять условия, на которых поставляется товар. Таким образом, можно дать отсрочку, при этом постепенно увеличивая цену товара. Так как, отсрочка приоритетнее, чем разница в цене,  то образуется новое торговое предложение. В результате происходит процесс накопления дебиторской задолженности

Похожие материалы

Информация о работе