Учет затрат на текущий отцепочный ремонт, страница 5

Значительные убытки образованы на Московской - 18,0 млн. р., Северной -19,8 млн. р., Приволжской -12,5 млн. р. Западно-Сибирской-29,3 млн. рублей.  При этом следует отметить, что прирост убытка по сравнению с 9 месяцами допустили дороги: Северная (+ 17,9 млн. р.), Западно-Сибирская (+29,3 млн. р.), Красноярская (+5,6 млн. р.),  Восточно-Сибирская (+6,2 млн. р.). 

Одной из причин  убытка стало принятие эксплуатационными вагонными депо отклонения между плановыми и фактическими затратами по ремонту запасных частей и колесных пар, которые были отнесены на расходы по прочим видам деятельности на сумму 182,9 млн. рублей. Для ряда железных дорог сложилась ситуация, при которой основной парк ремонтируемых вагонов принадлежит компаниям, которые работают с ОАО «РЖД» по договорам, предусматривающим фиксированную цену ремонта, фактические же расходы на ремонт существенно больше. Так, например, доля вагонов ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК», которое работает по «фиксированной цене» на Западно-Сибирской железной дороге составляет около 47 %.

В результате наибольшие отклонения сложились на дорогах: Свердловской -29,9 млн. р., Южно-Уральской-27,5 млн. р., Западно-Сибирской -40 млн. рублей.

В результате полученные отклонения между фактическими калькуляционными затратами и предъявленными к оплате не могут быть предъявлены собственникам грузовых вагонов, что не позволяет возместить расходы ОАО «РЖД» в полной мере.

Для обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта грузовых вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» за 1 квартал 2011г. израсходовано 7 млрд. 506 млн. рублей эксплуатационных расходов, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 480,6 млн. рублей.

По результатам  за  3 месяца 2012 года в соответствии с корпоративной отчетностью (форма  7у-прч.3 «Реализация») в целом по сети железных дорог сложился убыток от текущего отцепочного ремонта приватных вагонов в размере 100,5 млн. рублей.

Убыток допущен на всех дорогах кроме Октябрьской, Калининградской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской.

Наибольший убыток (45,5 % от общей суммы по сети) сложился на Дальневосточной -45,8 млн. рублей. Значительные суммы убытков образовались  на Красноярской-17,9 млн. р., Северной-16,2 млн. р., Московской-15,3 млн. р., Приволжской- 14,2 млн. р., Горьковской- 9,9 млн. рублей. Превышение расходов над доходами свыше 5 млн. р. допущено на Куйбышевской и Забайкальской железных дорогах. 

Рисунок 4.1 – Финансовый результат от ТОР на отдельных железных дорогах-филиалах ОАО «РЖД» за 2011-2012гг., млн. р.

Говоря о прибыльности или убыточности процесса проведения текущего отцепочного ремонта необходимо учесть, что значение этих показателей зависит от многих причин. К таковым относятся:

-  Отсутствие четкого регламента взаимодействия ОАО «РЖД» с собственниками подвижного состава;

-  Возможность выхода на магистральные пути подвижного состава собственника, не имеющего договора на проведение ТОР ни с ОАО «РЖД», ни с отдельными дорогами;

-  Несогласие собственников с ценовой политикой ОАО «РЖД» в части сменяемых номерных деталей вагонов;

-  Длительный процесс взаиморасчетов между эксплуатационными вагонными депо и собственниками подвижного состава;

-  Некачественное и несвоевременное проведение расследования случаев технологического брака, т.е. причин технологических неисправностей.

Для выявления причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей были определены наиболее важные факторы, способствующие их образованию. При исследовании данной проблемы экспертным методом были получены оценки влияния факторов, представленных в таблице 4.4

Анализируя полученные данные удобнее всего их рассматривать на диаграмме Парето представленной на рисунке 4.3. Анализ Парето – это способ исследования и организации данных, предложенный в 1897 году итальянским экономистом Вильфредо Парето.


Таблица 4.3 - Дебиторская и кредиторская задолженности по данным служб вагонного хозяйства ОАО «РЖД», тыс.р.