Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Предприятие розничной торговли в российской экономической системе
1.1 Предприятие розничной торговли как хозяйствующий субъект
Процессы обращения потребительских товаров осуществляется в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Это можно изобразить схематично (рис. 1).
|
|
|||||||||||
Ресурсы |
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
Производство |
Торговля |
Личное потребление |
||||||||||
|
|
|||||||||||
Рынок товаров |
||||||||||||
|
|
|||||||||||
Рисунок 1 – Торговля как форма обмена и организатор рынка
Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор эквивалентного товарно-денежного обмена.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Торговля предметами личного потребления связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением – с другой. Розничная торговля представляет, прежде всего, продажу товаров населению за наличный расчет, а также продажу продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети.
Рисунок 2 – Особенности деятельности торговых предприятий
К розничной торговле относится также продажа товаров юридическим лицам за наличный расчет.
Деятельности торговых предприятий присущ ряд характерных особенностей (рис.2):
- ассортимент реализуемых товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;
- предприятия организационно и технологически автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое звено имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
- предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;
- спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом специфики деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
- наряду с реализацией товаров торговые предприятия оказывают покупателям значительный объем услуг различного характера.
Признаками предприятия как хозяйствующего субъекта являются (рис.3):
а) организационное единство, соответствующим образом оформленное и отображенное в учредительных документах, что предполагает:
- специализацию на определенном виде деятельности;
- строгую систему организации коллектива работников;
- определенные технологию и порядок управления;
- определенный комплекс экономических ресурсов, необходимых для
Рисунок 3 - Признаки торгового предприятия как хозяйствующего субъекта
организации и непосредственного осуществления торговли потребительскими товарами с целью получения прибыли.
б) обособленное имущество, которым предприятие самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению для реализации поставленных целей; источники образования имущества хозяйствующего субъекта разнообразны. Они включают в себя:
- доходы от реализации продукции, работ и услуг;
- денежные и материальные взносы учредителей;
- ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
- капитальные вложения и дотации от бюджета различного уровня;
- безвозмездные или благотворительные взносы;
- пожертвования организаций, граждан;
- выкуп имущества государственных предприятий путем аукциона, конкурса, тендера, путем акционирования;
- иные источники, не запрещенные законом.
в) имущественная ответственность – предприятие отвечает всем своим имуществом по различным обязательствам;
г) единоначалие, основанное на прямых, административных формах управления торговым предприятием;
д) собственное имя (наименование), от которого предприятие выступает в хозяйственном обороте;
е) оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет коммерческие сделки и торговые операции, само получает прибыль или несет убытки, обеспечивает себе стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие.
Экономика торгового предприятия зависит от внешнего окружения.
Первая группа факторов внешней среды – микросреда [18]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.