Изучение бухгалтерского учета товарных операций в организации розничной торговли и разработка рекомендаций по его совершенствованию (на примере розничного универсама)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Предприятие розничной торговли в российской экономической системе

1.1  Предприятие розничной торговли как хозяйствующий субъект

Процессы обращения потребительских товаров осуществляется в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Это можно изобразить схематично (рис. 1).

Затраты

 

Денежный доход

 

Ресурсы

 

Ресурсы

 

Факторы

 

Производство

Торговля

Личное      потребление

Товары, услуги

 

Товары, услуги

 

Рынок товаров

Выручка с продаж

 

Факторы

 

Рисунок 1 – Торговля как форма обмена и организатор рынка

Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор эквивалентного товарно-денежного обмена.

Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Торговля предметами личного потребления связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением – с другой. Розничная торговля представляет,  прежде всего, продажу товаров населению за наличный расчет, а также продажу продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети.

Рисунок 2 – Особенности деятельности торговых предприятий

К розничной торговле относится также продажа товаров юридическим лицам за наличный расчет.

Деятельности торговых предприятий присущ ряд характерных особенностей (рис.2):

- ассортимент реализуемых товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

- предприятия организационно и технологически автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое звено имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;

- предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;

- спрос на товары и услуги  торговых предприятий с учетом специфики деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;

- наряду с реализацией товаров торговые предприятия оказывают покупателям значительный объем услуг различного характера.

Признаками предприятия как хозяйствующего субъекта являются (рис.3):

а) организационное единство, соответствующим образом оформленное и отображенное в учредительных документах, что предполагает:

- специализацию на определенном виде деятельности;

- строгую систему организации коллектива работников;

- определенные технологию и порядок управления;

- определенный комплекс экономических ресурсов, необходимых для

Рисунок 3 -  Признаки торгового предприятия как хозяйствующего субъекта


организации и непосредственного осуществления торговли потребительскими товарами с целью получения прибыли.

б) обособленное имущество, которым предприятие самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению для реализации поставленных целей; источники образования имущества хозяйствующего субъекта разнообразны. Они включают в себя:

- доходы от реализации продукции, работ и услуг;

- денежные и материальные взносы учредителей;

- ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

- капитальные вложения и дотации от бюджета различного уровня;

- безвозмездные или благотворительные взносы;

- пожертвования организаций, граждан;

- выкуп имущества государственных предприятий путем аукциона, конкурса, тендера, путем акционирования;

- иные источники, не запрещенные законом.

в) имущественная ответственность – предприятие отвечает всем своим имуществом по различным обязательствам;

г) единоначалие, основанное на прямых, административных формах управления торговым предприятием;

д) собственное имя (наименование), от которого предприятие выступает в хозяйственном обороте;

е) оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет коммерческие сделки и торговые операции, само получает прибыль или несет убытки, обеспечивает себе стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие.

Экономика торгового предприятия зависит от внешнего окружения.

Первая группа факторов внешней среды – микросреда [18]

Похожие материалы

Информация о работе