Методическое пособие для изучения курса «Семьеведение» (Тематика контрольных работ. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

44

 

АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

САХАЛИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0314

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ)

Рассмотрено

на заседании ПК

педагогики и психологии

«__»_____________2003г.

Председатель ПК

Автор:

Рецензенты:

Данное методическое пособие предназначено для изучения курса «Семьеведение» в колледже на заочном отделении специальности 0314 «Социальная педагогика»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка                              стр.4                                                             

2. Календарно-тематический план                стр.5                                                 

3. Тематика контрольных работ                    стр.6-12                                                        

4. Глоссарий                                                    стр.13-21                              

5.Практикум для самостоятельной работы  стр.22-37                                                      

6. Вопросы к экзамену                                    стр.38-39                                                      

7. Список используемой литературы              стр.40

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособии содержатся: программа курса, календарно-тематический план, тематика контрольных работ, глоссарий, задания для практической работы, список рекомендованной литературы.

Результатом изучения курса «Семьеведение» должно стать:

-  знание студентами сущности семьи и брака;

-  функций семьи;

-  особенностей современной семьи;

-  особенностей семейных отношений;

-  влияния нарушения семейных отношений на психологическое развитие детей.

Студенты должны:

-  приобрести умения проводить диагностику семейных отношений;

-  проводить коррекционную работу с родителями.


2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество аудиторских часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

всего

лекций

лабораторно-практические

1.

Сущность брака и семьи

6

4

2

1.1.

Понятие нормальности и анормальности семьи

2

2

-

1.2.

Психологические типы семьи

2

-

2

1.3.

Жизненный цикл семьи

2

2

-

2.

Семейные отношения

6

2

4

2.1.

Профили брака, типы супружеских отношений

2

-

2

2.2.

Адаптация супругов в семье

2

2

-

2.3.

Специфика супружеского конфликта

2

-

2

3.

Детско-родительские отношения

6

2

4

3.1.

Материнство как психологический феномен

2

2

-

3.2.

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка

2

-

2

3.3.

Соперничество детей в семье

2

-

2

ВСЕГО:

18

8

10

3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ПРЕДМЕТУ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0314 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Тема 1. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества.

План:

1. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании.

2. Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков».

3. Понятия «семья» и «брак».

4. Нетрадиционные (особые) семьи.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

Тема 2. Характеристика современной семьи.

План:

1. Различные категории современной семьи.

2. Современная модель семьи, ее особенности.

3. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья.

4. Психологическое здоровье современной семьи.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 3. Функционально-ролевая структура семейных отношений.

План:

1. Реализация индивидуальных потребностей в браке.

2. Многообразие семейных функций.

3. Традиционные  и современные функции семьи.

4. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.

5. Анализ деформаций семейного функционирования.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.


Тема 4. Жизненный цикл семьи.

План:

1. Диагностика семейных отношений.

2. Периодизация семейной жизни.

3. Период ухаживания.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 5. Жизненный цикл семьи.

План:

1. Социально-психологическая модель семейных отношений.

2. Молодая семья, ее задачи и особенности.

3. Пожилой человек и семья.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 6. Психология эмоциональных отношений.

План:

1. Аттракция.

2. Механизмы возникновения симпатии.

3. Феномен любви и ее типы.

4. Источники и стили любви (одна из теорий).

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 7. Супружеские отношения.

План:

1.  Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты.

2. Адаптация супругов в семье.

3. Семейные ссоры.

4. Специфика супружеского конфликта.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 8. Супружеские отношения.

План:

1. Феномен «прощение в психологии супружеских отношений».

2. Честь, прощение и примирение.

3. Искусство прощать и искусство принимать прощение.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 9. Детско-родительские отношения.

План:

1. Становление пренетального материнства:

а) инстинкт материнства;

б) докоммуникативный период;

в) коммуникативный период.

2. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка:

а) стрессы матери во время беременности;

б) страхи матери во  время беременности;

в) отрицательное отношение матери с настоящей беременностью.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 10. Детско-родительские отношения.

План:

1. Материнство как психологический феномен.

2. Формирование материнства:

а) родительская семья;

б) взаимодействие с собственной матерью;

в) игровая деятельность;

г) няньчанье д) взаимодействие с собственным ребенком.

3. Особенности развития материнства в современных условиях.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 11. Детско-родительские отношения.

План:

1. Семья как персональная микросреда развития ребенка.

2. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.

3. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей.

4. Влияние семьи на развитие ребенка.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 12. Ребенок и семья.

План:

1. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности.

2. Дошкольник в семье.

3. Одаренный ребенок в семье.

4. Ребенок в неполной и смешанной семье.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

Тема 13. Детско-родительские отношения.

План:

1. Соперничество детей в семье.

2. Психологические особенности старшего и младшего ребенка.

3. Влияние родителей на конкурентные отношения детей.

4. Агрессия как причина вмешательства родителей во взаимоотношения детей.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: 1986.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: 1989.


Тема 14. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.

План:

1. Концепции и формы распада семейных отношений.

2. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.

3. Стадии развода.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.

2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.

3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных консультирований. – М.: 2002.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: 1986.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: 1989.


4. ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1.

Семейные отношения

Сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания

2.

Моногамия

Единобрачие, форма брака, состояние в устойчивом сожительстве одного

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Семьеведение
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
156 Kb
Скачали:
0