АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ
КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
САХАЛИНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0314
«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ)
Рассмотрено
на заседании ПК
педагогики и психологии
«__»_____________2003г.
Председатель ПК
Автор:
Рецензенты:
Данное методическое пособие предназначено для изучения курса «Семьеведение»
в колледже на заочном отделении специальности 0314 «Социальная
педагогика»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр.4
2. Календарно-тематический план стр.5
3. Тематика контрольных работ стр.6-12
4. Глоссарий
стр.13-21
5.Практикум для самостоятельной работы стр.22-37
6. Вопросы к экзамену стр.38-39
7. Список
используемой литературы стр.40
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
В пособии содержатся: программа курса,
календарно-тематический план, тематика контрольных работ, глоссарий,
задания для практической работы, список рекомендованной литературы.
Результатом изучения
курса «Семьеведение» должно стать:
-
знание студентами
сущности семьи и брака;
-
функций семьи;
-
особенностей
современной семьи;
-
особенностей
семейных отношений;
-
влияния нарушения
семейных отношений на психологическое развитие детей.
Студенты должны:
-
приобрести умения
проводить диагностику семейных отношений;
-
проводить
коррекционную работу с родителями.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
Количество
аудиторских часов
|
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
всего
|
лекций
|
лабораторно-практические
|
1.
|
Сущность
брака и семьи
|
6
|
4
|
2
|
1.1.
|
Понятие
нормальности и анормальности семьи
|
2
|
2
|
-
|
1.2.
|
Психологические
типы семьи
|
2
|
-
|
2
|
1.3.
|
Жизненный
цикл семьи
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Семейные
отношения
|
6
|
2
|
4
|
2.1.
|
Профили
брака, типы супружеских отношений
|
2
|
-
|
2
|
2.2.
|
Адаптация
супругов в семье
|
2
|
2
|
-
|
2.3.
|
Специфика
супружеского конфликта
|
2
|
-
|
2
|
3.
|
Детско-родительские
отношения
|
6
|
2
|
4
|
3.1.
|
Материнство
как психологический феномен
|
2
|
2
|
-
|
3.2.
|
Факторы
и условия психического риска для будущего ребенка
|
2
|
-
|
2
|
3.3.
|
Соперничество
детей в семье
|
2
|
-
|
2
|
|
ВСЕГО:
|
18
|
8
|
10
|
3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО
ПРЕДМЕТУ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
0314 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Тема 1. Эволюция брака и семьи в
истории человеческого общества.
План:
1. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в
общественном сознании.
2. Результаты исследования представлений об идеальной и
конфликтной семье у подростков».
3. Понятия «семья» и «брак».
4. Нетрадиционные (особые) семьи.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
Тема 2. Характеристика современной семьи.
План:
1. Различные категории современной семьи.
2. Современная модель семьи, ее особенности.
3. Психологически благополучная и неблагополучная современная
семья.
4. Психологическое здоровье современной семьи.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 3. Функционально-ролевая структура
семейных отношений.
План:
1. Реализация индивидуальных потребностей в браке.
2. Многообразие семейных функций.
3. Традиционные и современные функции семьи.
4. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.
5. Анализ деформаций семейного функционирования.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 4. Жизненный цикл семьи.
План:
1. Диагностика семейных отношений.
2. Периодизация семейной жизни.
3. Период ухаживания.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 5. Жизненный цикл семьи.
План:
1. Социально-психологическая модель семейных отношений.
2. Молодая семья, ее задачи и особенности.
3. Пожилой человек и семья.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 6. Психология эмоциональных
отношений.
План:
1. Аттракция.
2. Механизмы возникновения симпатии.
3. Феномен любви и ее типы.
4. Источники и стили любви (одна из теорий).
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 7. Супружеские отношения.
План:
1. Профили брака, типы супружеских отношений и их
детерминанты.
2. Адаптация супругов в семье.
3. Семейные ссоры.
4. Специфика супружеского конфликта.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 8. Супружеские отношения.
План:
1. Феномен «прощение в психологии супружеских отношений».
2. Честь, прощение и примирение.
3. Искусство прощать и искусство принимать прощение.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 9. Детско-родительские отношения.
План:
1. Становление пренетального материнства:
а) инстинкт материнства;
б) докоммуникативный период;
в) коммуникативный период.
2. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка:
а) стрессы матери во время беременности;
б) страхи матери во время беременности;
в) отрицательное отношение матери с настоящей беременностью.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 10. Детско-родительские отношения.
План:
1. Материнство как психологический феномен.
2. Формирование материнства:
а) родительская семья;
б) взаимодействие с собственной матерью;
в) игровая деятельность;
г) няньчанье д) взаимодействие с собственным ребенком.
3. Особенности развития материнства в современных условиях.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 11. Детско-родительские отношения.
План:
1. Семья как персональная микросреда развития ребенка.
2. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания
детей.
3. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей.
4. Влияние семьи на развитие ребенка.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных
консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 12. Ребенок и семья.
План:
1. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности.
2. Дошкольник в семье.
3. Одаренный ребенок в семье.
4. Ребенок в неполной и смешанной семье.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейных
консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
Тема 13. Детско-родительские
отношения.
План:
1. Соперничество детей в семье.
2. Психологические особенности старшего и младшего ребенка.
3. Влияние родителей на конкурентные отношения детей.
4. Агрессия как причина вмешательства родителей во
взаимоотношения детей.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребенка. – М.: 1986.
7. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.:
1989.
Тема 14. Процессы распада и дестабилизации
семейных отношений.
План:
1. Концепции и формы распада семейных отношений.
2. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
3. Стадии развода.
Литература:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: 1996.
2. Семья: книга для чтения (в двух книгах). – М.:1991.
3. Ситяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейных консультирований. – М.: 2002.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000.
5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: 1992.
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребенка. – М.: 1986.
7. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.:
1989.
4.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п
|
Новые понятия
|
Содержание
|
1.
|
Семейные отношения
|
Сложный феномен, сложная психическая реальность,
включающая и мифологические и современные уровни сознания, и
индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и
филогенетические основания
|
2.
|
Моногамия
|
Единобрачие, форма брака, состояние в устойчивом
сожительстве одного | |