1. Процесс планирования на предприятии, его цели, функции и показатели.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путец их достижения.
Необходимость составления планов предприятиями определяется причинами:
1) неопределенность будущего (главная цель составления любого плана – не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а определение по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель);
2) координирующая роль плана (наличие четко сформированных, хорошо структурированных целей дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность предприятия, приводит ее в определенную систему, позволяет фирме работать без существенных сбоев);
3) оптимизация экономических последствий (любое рассогласование деятельности в системе требует финансовых затрат на его преодоление; негативные финансовые последствия в результате планирования будут менее значительны).
Эффективная, хорошо организованная система планирования на предприятии позволяет:
- устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости сферы функционирования фирмы;
- сосредоточить внимание на главных задачах, обеспечивающих постоянное повышение конкурентоспособности предприятия;
- добиться эффективного функционирования предприятия и обеспечить контроль за выполнением принятых решений.
Таким образом, внутрифирменное планирование должно обеспечивать выявление перспектив развития п/п, формирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий и ресурсов, необходимых для их достижения.
Планирование представляет собой процесс, включающий в себя три основных части:
1. Установление целей, то есть совершенно четких, количественно измеримых показателей, которых предприятие должно достичь в планируемом периоде. Цели должны быть реальными (достижимыми) и непротиворечивыми.
2. Определение основных стратегических направлений деятельности, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей.
3. Разработка гибкой, вписывающейся в общую стратегию деятельности предприятия системы планирования.
Цели могут быть самыми различными, разноуровневыми и разноплановыми. Тем на менее, подавляющее большинство предприятий (хозяйствующих субъектов) выбирают себе главную цель из числа следующих:
- завоевать или удержать максимально возможную долю рынка для своего товара;
- добиться лидерства в качестве;
- добиться лидерства в технологии;
- добиться эффективного использования имеющихся людских, финансовых, сырьевых ресурсов;
- повысить рентабельность своих операций на рынке;
- увеличить стоимость (ценность) предприятия и т.п.
Все указанные цели так или иначе направлены на увеличение прибыли предприятия.
Исходя из выбранных целей, определяется основные стратегические направления деятельности предприятия. Наиболее важными из них являются:
- выработка рыночной стратегии фирмы;
- выработка стратегии развития;
- определение ресурсов, которые предприятие должно приобрести или сохранить;
- определение сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
Процесс планирования на предприятии опирается на систему показателей. Под показателем понимают выражение планового задания на основе использования упорядоченной системы признаков, количественных или качественных.
Показатели, используемые в планировании, могут быть классифицированы следующим образом:
- конечные, характеризующие основные результаты деятельности предприятия, его продукцию и услуги; и промежуточные, характеризующие продукцию, необходимую для создания конечного продукта;
- натуральные, характеризующие производство и реализацию в материально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.