посещая “дни открытых дверей” и специализированные выставки конкурентов;
· читая газеты и документы профессиональных ассоциаций.читая публикуемые отчеты конкурентов,
· присутствуя на собраниях акционеров;
· беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям;
· собирая рекламу конкурентов;
Сбор коммерческой информации: система исследований
В ходе своей деятельности специалисты по закупкам могут столкнуться с различными ситуациями. Например, больше узнать о потенциале рынка, на котором предстоит работать организации, об уровне доходов фирмы, ее репутации, об ассортименте реализуемой продукции и ценах на нее об условиях поставки, об уровне образования и опыте работы руководителя потенциального поставщика и т. п. Что делать в подобных ситуациях? Прежде всего, необходимо собрать коммерческую информацию, проводя различные маркетинговые исследования.
Маркетинговое исследование – это деятельность по сбору, обработке и анализу данных, необходимых для принятия решения в конкретной коммерческой ситуации. Результатом исследования является отчет, в котором сформулированы выводы и предложения для принятия решения.
Как правило, заказчики не обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы сделать заказ на проведение маркетинговых исследований специализированными организациями или создать отдел маркетинговых исследований, как это делается в коммерческих организациях. Потому, специалистам по закупкам, приходится своими силами собирать информацию о рынке и потенциальных поставщиках. В приведенной таблице, представлены способы сбора коммерческой информации в зависимости от вида проводимых исследований.
Вид исследований |
Способы сбора информации |
Исследование рекламы поставщиков |
· Исследование потребительских мотиваций · Исследование рекламных текстов · Изучение средств рекламы· Изучение эффективности рекламных объявлений |
Исследование коммерческой деятельности поставщиков |
· Изучение тенденций деловой активности · Изучение политики цен · Изучение расположения поставщика и складов · Изучение товарной номенклатуры · Изучение международных рынков · Система информирования руководства |
Исследование внешней среды организации |
· Изучение проблем информирования потребителей · Изучение воздействия на окружающую среду · Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта · Изучение общественных ценностей и проблем социальной политики |
Исследование товаров |
· Изучение реакции на новый товар и его потенциала · Изучение товаров конкурентов · Тестирование товаров · Изучение проблем создания упаковки, маркировки |
Исследование рынка сбыта поставщиков |
· Замеры потенциальных возможностей рынка · Анализ распределения долей рынка между фирмами · Изучение характеристик рынка · Анализ сбыта · Определение квот и территорий сбыта · Изучение каналов распределения · Изучение стратегий стимулирования сбыта |
Таким образом, специалисту по государственной закупке необходимо иметь достаточный объем информации о возможных источниках приобретения товара и потенциальных поставщиках товара. Для изучения поставщиков и их возможностей необходимо получить ответы на три вопроса:
Виды информации о поставщиках
Всю многочисленную информацию о потенциальных поставщиках условно можно разделить на три группы:
1. Общая информация о фирме поставщика
2. Информация о коммерческой деятельности
3. Информация о некоммерческой деятельности
Общая информация о фирме поставщике включает в себя: наименование фирмы, организационно-правовая форма, наличие товарного знака, профиль деятельности, специализация, ФИО руководителей, юридический и фактический адрес, телефон, факс, е-mail, банковские реквизиты.
Информация о коммерческой деятельности включает в себя: имидж, репутацию, положение на рынке (лидер или нет), надежность, целевые рынки, конкурентоспособность фирмы, качество и конкурентоспособность продукции, статистические показатели деятельности, ассортимент товаров, цены на товары, наличие скидок, надбавок, кредита, льгот, способы сбыта, способы и методы рекламы, предоставляемые услуги, участие фирмы в ярмарках, выставках, госзакупках и др.
Информация о некоммерческой деятельности включает в себя: историю фирмы, традиции, крупные события или юбилейные мероприятия, рассказы о жизни сотрудников, официальные отчеты о коммерческой деятельности, акции по благотворительности и спонсорской деятельности.
Источники информации о поставщиках
1. Средства массовой информации и печатная продукция.
2. Место закупки товаров.
3. Личный контакт с поставщиком.
Рассмотрим перечисленные источники информации о поставщиках.
1. Средства массовой информации и печатная продукция.
К средствам массовой информации и печатной продукции относятся: информация по “Директ мейл”, информация в прессе, печатная продукция, экранная информация, информация по радио, информация по телефону, наружная рекламная информация, специализированные источники информации, информация о некоммерческой деятельности поставщика
Информация по “Директ мейл”
“Директ мейл” (прямая почта) - наиболее простой и доходчивый способ выхода фирмы на рынок с минимальными затратами. Это значит, что потенциальный поставщик рассылает письма с информацией о себе и товаре потенциальны покупателям на почтовый адрес. Это письмо будет содержать коммерческое предложение о поставке товаров. В качестве приложения к письму можно получить материалы о товаре и фирме поставщика: проспекты, каталоги, прайс-листы, оттиски опубликованных в прессе материалов о товаре, подборки отзывов покупателей и т.д., а также образцы товаров и сувениры.
Этот способ передачи информации и называется “Директ мейл”. Многие фирмы используют его с целью установления первичного контакта с будущими партнерами по бизнесу и распространения о себе информации.
Информация в прессе
А) Газеты и журналы. В газетах и журналах можно найти информацию о различных фирмах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.