Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В табл.2.4.2. приведена полная картина параметров бюджета КБР, т.е. и по доходам, и по расходам, поскольку особенности структуры доходов оказывают самое непосредственное влияние на объем и структуру расходов. Итак, данные свидетельствуют о том, что от 40 до 50% доходов бюджета КБР в разные годы (1999-2001) балансировались за счет финансовой помощи из федерального бюджета, определяющий удельный вес которой составляли трансферты. Финансировать расходы бюджета в установленные сроки и в полной мере в условиях столь слабой собственной доходной базы чрезвычайно сложно.

Особенностями структуры расходов бюджета КБР является также высокий удельный вес расходов на поддержание отраслей народного хозяйства (в 2001 г. – 30,2%) и финансирования социально-культурных мероприятий (в 2001 г. – 43,5%). Значительная доля расходов (15-16%) направляется на оказание финансовой помощи местным бюджетам республики.

Другая картина складывается при анализе бюджета Санкт-Петербурга – города федерального значения, субъекта РФ. В разделе 2 «Основные задачи бюджетной политики на 2002 год» Бюджетного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ содержаться положения о том, что бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности, и четкого соблюдения федерального законодательства. Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 г. и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Эти положения весьма актуальны и для Санкт-Петербурга.

Данные Приложения 6 дают полное представление о расходах бюджета Санкт-Петербурга и позволяют проанализировать особенности их структуры и динамики. В табл.2.4.3 приведены данные о распределении расходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на городской бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Табл.2.4.6

Распределение консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на бюджет Санкт-Петербурга и бюджеты местных муниципальных образований в 1998-2001 гг., млн.руб.

Виды расходов

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

млн. руб.

%

млн. руб

%

млн. руб

%

млн. руб

%

Расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга

В том числе:

Бюджет Санкт-Петербурга

Бюджеты муниципальных образований

17.173

16.975

199

100,0

98,8

1,2

26.490

26.192

298

100,0

98,9

1,1

37.595

36.872

723

100,0

98,1

1,9

42.698

42.023

674

100,0

98,4

1,6

Источник: Демин С.В. Бюджет для всех. СПб., 2001. С.87

Здесь следует привести следующее пояснение. Бюджеты районов, городов, особенно достаточно крупных, более устойчивы, чем бюджеты сельских районов. Санкт-Петербург, так же как и Москва, являются самостоятельными субъектами РФ, и по многим обстоятельствам не сопоставимы по финансовым условиям с другими городами.

Расходы бюджетов муниципальных образований должны соответствовать нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, которые гарантируют минимальный уровень доходов на одного жителя или учреждение в зависимости от направления расходов. Главная проблема здесь- очевидная недостаточность финансового обеспечения органов местного самоуправления, и это при том, что они максимально приближены к населению и должны оперативно реагировать на все вопросы жизнеобеспечения.

Об особенностях структуры расходов бюджета города, приоритетах бюджетной политики ярко свидетельствует функциональная структура расходов (табл.2.4.4).

Табл.2.4.4

Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2000-2002 гг.

Наименование

2000 г. отчет

2001 г. отчет

2002 г. отчет

2001г./ 2000 г.

2002г./ 2001 г.

Структура расходов, %

Темпы роста

1.государственное управление и местное самоуправление

2.судебная власть

3.международная деятельность

4.национальная оборона

5.правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

6.фундаментальные исследования и содействие НТП

7.промышленность, энергетика и строительство

8.сельское хозяйство и рыболовство

9.охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

10.транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

11.развитие рыночной инфраструктуры

12.жилищно-коммунальное хозяйство

13.предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

14.образование

15.культура, искусство и кинематография

16.СМИ

17.здравоохранение и физическая культура

18.Социальная политика

19.Обслуживание государственного долга

20.Финансовая помощь бюджетам других уровней

21.Прочие расходы

22.Целевые бюджетные фонды

Итого

3,10

0,09

0,03

0,03

3,43

0,40

0,95

0,12

0,10

8,15

0,07

20,13

0,07

15,94

2,36

0,21

12,54

8,22

8,53

0,65

1,06

13,81

100,0

4,37

0,22

0,05

0,03

2,88

0,34

0,33

0,06

0,09

10,77

0,11

20,14

0,08

15,47

3,14

0,22

10,04

11,27

3,94

0,57

0,83

12,05

100,00

4,47

0,29

0,06

0,02

2,58

0,41

0,31

0,07

0,14

5,76

0,20

18,45

0,07

20,06

2,84

0,13

11,61

13,07

3,47

0,87

4,32

10,82

100,0

1,93

3,31

2,03

1,70

1,15

1,16

0,47

0,72

1,19

1,80

2,23

1,57

1,49

1,32

1,81

1,42

1,09

1,87

0,63

1,18

1,06

1,19

1,36

1,18

1,49

1,27

0,73

1,03

1,37

1,08

1,26

1,76

0,62

2,09

0,92

1,05

1,49

1,04

0,67

1,33

1,34

1,01

1,77

6,01

1,03

1,15

Составлено по данным Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга.

Можно отметить высокие темпы роста расходов на охрану окружающей среды, на фундаментальные научные исследования, на судебную власть, на финансовую помощь бюджетам других уровней.

Рассмотрим параметры «типичного» местного бюджета – бюджета сельского района одной из областей Северо-Запада РФ (табл.2.4.5).

Табл.2.4.5

Структура доходов и расходов бюджета сельского района области в 2002

Похожие материалы

Информация о работе