В табл.2.4.2. приведена полная картина параметров бюджета КБР, т.е. и по доходам, и по расходам, поскольку особенности структуры доходов оказывают самое непосредственное влияние на объем и структуру расходов. Итак, данные свидетельствуют о том, что от 40 до 50% доходов бюджета КБР в разные годы (1999-2001) балансировались за счет финансовой помощи из федерального бюджета, определяющий удельный вес которой составляли трансферты. Финансировать расходы бюджета в установленные сроки и в полной мере в условиях столь слабой собственной доходной базы чрезвычайно сложно.
Особенностями структуры расходов бюджета КБР является также высокий удельный вес расходов на поддержание отраслей народного хозяйства (в 2001 г. – 30,2%) и финансирования социально-культурных мероприятий (в 2001 г. – 43,5%). Значительная доля расходов (15-16%) направляется на оказание финансовой помощи местным бюджетам республики.
Другая картина складывается при анализе бюджета Санкт-Петербурга – города федерального значения, субъекта РФ. В разделе 2 «Основные задачи бюджетной политики на 2002 год» Бюджетного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ содержаться положения о том, что бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности, и четкого соблюдения федерального законодательства. Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 г. и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Эти положения весьма актуальны и для Санкт-Петербурга.
Данные Приложения 6 дают полное представление о расходах бюджета Санкт-Петербурга и позволяют проанализировать особенности их структуры и динамики. В табл.2.4.3 приведены данные о распределении расходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на городской бюджет и бюджеты муниципальных образований.
Распределение консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на бюджет Санкт-Петербурга и бюджеты местных муниципальных образований в 1998-2001 гг., млн.руб.
Виды расходов |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
||||
млн. руб. |
% |
млн. руб |
% |
млн. руб |
% |
млн. руб |
% |
|
Расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга В том числе: Бюджет Санкт-Петербурга Бюджеты муниципальных образований |
17.173 16.975 199 |
100,0 98,8 1,2 |
26.490 26.192 298 |
100,0 98,9 1,1 |
37.595 36.872 723 |
100,0 98,1 1,9 |
42.698 42.023 674 |
100,0 98,4 1,6 |
Источник: Демин С.В. Бюджет для всех. СПб., 2001. С.87
Здесь следует привести следующее пояснение. Бюджеты районов, городов, особенно достаточно крупных, более устойчивы, чем бюджеты сельских районов. Санкт-Петербург, так же как и Москва, являются самостоятельными субъектами РФ, и по многим обстоятельствам не сопоставимы по финансовым условиям с другими городами.
Расходы бюджетов муниципальных образований должны соответствовать нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, которые гарантируют минимальный уровень доходов на одного жителя или учреждение в зависимости от направления расходов. Главная проблема здесь- очевидная недостаточность финансового обеспечения органов местного самоуправления, и это при том, что они максимально приближены к населению и должны оперативно реагировать на все вопросы жизнеобеспечения.
Об особенностях структуры расходов бюджета города, приоритетах бюджетной политики ярко свидетельствует функциональная структура расходов (табл.2.4.4).
Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2000-2002 гг.
Наименование |
2000 г. отчет |
2001 г. отчет |
2002 г. отчет |
2001г./ 2000 г. |
2002г./ 2001 г. |
|
Структура расходов, % |
Темпы роста |
|||||
1.государственное управление и местное самоуправление 2.судебная власть 3.международная деятельность 4.национальная оборона 5.правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 6.фундаментальные исследования и содействие НТП 7.промышленность, энергетика и строительство 8.сельское хозяйство и рыболовство 9.охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 10.транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 11.развитие рыночной инфраструктуры 12.жилищно-коммунальное хозяйство 13.предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий 14.образование 15.культура, искусство и кинематография 16.СМИ 17.здравоохранение и физическая культура 18.Социальная политика 19.Обслуживание государственного долга 20.Финансовая помощь бюджетам других уровней 21.Прочие расходы 22.Целевые бюджетные фонды Итого |
3,10 0,09 0,03 0,03 3,43 0,40 0,95 0,12 0,10 8,15 0,07 20,13 0,07 15,94 2,36 0,21 12,54 8,22 8,53 0,65 1,06 13,81 100,0 |
4,37 0,22 0,05 0,03 2,88 0,34 0,33 0,06 0,09 10,77 0,11 20,14 0,08 15,47 3,14 0,22 10,04 11,27 3,94 0,57 0,83 12,05 100,00 |
4,47 0,29 0,06 0,02 2,58 0,41 0,31 0,07 0,14 5,76 0,20 18,45 0,07 20,06 2,84 0,13 11,61 13,07 3,47 0,87 4,32 10,82 100,0 |
1,93 3,31 2,03 1,70 1,15 1,16 0,47 0,72 1,19 1,80 2,23 1,57 1,49 1,32 1,81 1,42 1,09 1,87 0,63 1,18 1,06 1,19 1,36 |
1,18 1,49 1,27 0,73 1,03 1,37 1,08 1,26 1,76 0,62 2,09 0,92 1,05 1,49 1,04 0,67 1,33 1,34 1,01 1,77 6,01 1,03 1,15 |
|
Составлено по данным Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга.
Можно отметить высокие темпы роста расходов на охрану окружающей среды, на фундаментальные научные исследования, на судебную власть, на финансовую помощь бюджетам других уровней.
Рассмотрим параметры «типичного» местного бюджета – бюджета сельского района одной из областей Северо-Запада РФ (табл.2.4.5).
Структура доходов и расходов бюджета сельского района области в 2002
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.