|
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
В ЛЕСНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260400
ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Пчелинцев, В. И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к проведению лабораторных работ для студентов специальности 260400 всех форм обучения / В. И. Пчелинцев. – Красноярск – СибГТУ, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Составитель: к.с.-х.н., доц. В.И. Пчелинцев
Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским центром
СибГТУ 29 ноября 2005 г.
Рецензент: к.с.-х.н., доц. М.В. Репях (методический совет КГТА).
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2005
С0ДеРжАНИЕ
Введение ........................................……………………………………………… 4
анализа ствола .......…....………………………………………………………. 5
Лабораторная работа 2. Ход роста древесного ствола по высоте ...............…. 6
Лабораторная работа 3. Построение графика продольного сечения
древесного ствола ..........................…………………………………………… 7
Лабораторная работа 4. Ход роста древесного ствола по диаметру и
площади поперечного сечения ...............……….……………………………. 7
Лабораторная работа 5. Ход роста древесного отвода по объему ..............…. 8
Лабораторная работа 6. Общий анализ выполненных работ и выводы ......… 9
Библиографический список ...........................………………………………….. 11
Приложение А Площадь сечения в см2 по диаметру ствола в см и мм .......... 12
Приложение Б Объем вершины стволов по диаметру основания (dо.в.)
и длине вершины ……………………………………………………………... 14
Согласно действующим учебным планам каждый студент лесохозяйственного факультета должен ознакомиться с организационными и методологическими основами познания процессов роста деревьев и древостоев, причинами, влияющими на рост; рассмотреть с научной точки зрения закономерности строения и формирования насаждений, изменения их структуры; уметь оценить влияние внешних и внутренних факторов на продуктивность фитоценозов.
Полученные знания могут оказать пользу студентам при освоении специальных дисциплин, как в учебном процессе, так и в процессе прохождения учебных практик, выполнении курсовых и дипломных работ, связанных со сбором и камеральной обработкой экспериментальных данных, и, наконец, при проведении научно-исследовательской работы любого масштаба.
Интенсификация ведения лесозаготовок в течение последних 20 лет привела к истощению лесосырьевой базы в центральных и южных районах Сибири, что остро высветило проблему восстановления лесов на вырубках. Известно, что возобновление лесосек естественным путем приводит к формированию низкопродуктивных, как правило, малоценных насаждений с преобладанием лиственных пород, поэтому специалист лесного хозяйства должен иметь четкое представление о динамике лесообразоватального процесса. Цель, к которой лесоводу необходимо стремиться, – иметь наиболее полное представление о лесах, чтобы принимаемые хозяйственные решения приводили к повышению продуктивности лесов, а не наоборот.
Быстро изменяющиеся экономические условия в лесной отрасли нацеливают на обновление и усовершенствование познаний, и при необходимости специалисты-лесоводы могут самостоятельно применить методологические основы на практике.
По дисциплине «Основы научных исследований в лесном хозяйстве» намечено 18 часов лекций, 18 часов лабораторных занятий и 8 часов самостоятельной работы студентов. По окончании курса – зачет.
Формой текущей отчетности студентов является предоставление и защита лабораторных работ, выполненных в рабочей тетради. Выявленные в работах ошибки и недостатки исправляются и устраняются.
На зачете студент защищает окончательный, исправленный вариант выполнения лабораторных работ и делает общий анализ полученных результатов.
Цель работы. ознакомление с методикой разметки и обмера древесного ствола, занесение исходных данных в специальный бланк, анализ данных и устранение ошибок.
Содержание работы. Каждому студенту выдается вариант исходных данных, включающих общие сведения (местопроизрастание дерева, характеристика ствола и характеристика дерева) и непосредственно цифровой материал по обмеру древесного ствола.
Сведения о местопроизрастании дерева включают в себя: область, район, лесхоз, лесничество, квартал, и номер пробной площади, состав насаждения, возраст насаждения, относительную полноту, класс бонитета, класс товарности, особенности насаждения, живой напочвенный покров, характеристику почвы, положение, сведения о четырех соседних деревьях.
Характеристика ствола имеет следующие показатели: породу, диаметр на высоте груди в см, высоту ствола в м, возраст, класс морфологического развития.
Характеристика дерева включает следующие сведения: диаметр кроны с севера на юг и с востока на запад в м, протяженность кроны в м и %% от всей высоты, высоту первого мертвого сучка в м и %% от всей высоты, схему расположения модельного дерева по отношению к ближайшим четырем соседям с нанесением проекций кроны.
Цифровой материал заносится в специальный бланк в виде таблицы (таблица 1).
Высота сечения, м число слоевна этом сечении |
Диаметр, см |
Диаметр ствола (см) по 10-летиям |
|||||||
в/к |
б/к |
140 |
130 |
120 |
··· |
20 |
10 |
||
0/146 |
61,2 |
52,3 |
50,6 |
48,4 |
45,8 |
··· |
··· |
1,7 |
|
1,3/134 |
48,8 |
44,1 |
42,9 |
40,4 |
38,0 |
··· |
··· |
1,2 |
|
1/136 |
46,6 |
43,2 |
42,6 |
40,9 |
38,6 |
··· |
3,4 |
- |
|
3,0/129 |
44,3 |
42,0 |
40,8 |
38,6 |
36,6 |
··· |
2,1 |
- |
|
··· |
··· |
··· |
··· |
··· |
··· |
··· |
··· |
- |
|
25/40 |
4,7 |
4,3 |
4,0 |
3,1 |
2,0 |
··· |
- |
- |
|
26/19 |
1,6 |
1,4 |
1,2 |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
|
После заполнения таблицы 1 данные визуально анализируют по принципу: в горизонтальной строке диаметр уменьшается с уменьшением возраста, а в вертикальной колонке уменьшение толщины идет с увеличением высоты сечения. При выявлении ошибок последние корректируют и в таблицу вносят исправленные данные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.