Основы научных исследований в лесном хозяйстве: Методические указания к проведению лабораторных работ

Страницы работы

Содержание работы

 
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

ОСНОВЫ

НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

В ЛЕСНОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260400

ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Красноярск 2005


Пчелинцев, В. И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к проведению лабораторных работ для студентов специальности 260400 всех форм обучения / В. И. Пчелинцев. – Красноярск – СибГТУ, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Составитель: к.с.-х.н., доц. В.И. Пчелинцев

Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским центром

СибГТУ 29 ноября 2005 г.

Рецензент: к.с.-х.н., доц. М.В. Репях (методический совет КГТА).

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2005


С0ДеРжАНИЕ

Введение ........................................……………………………………………… 4

Лабораторная работа I. Подготовка  исходных  данных  для  выполнения

   анализа ствола .......…....………………………………………………………. 5

Лабораторная работа 2. Ход роста древесного ствола по высоте ...............…. 6

Лабораторная работа 3. Построение графика продольного сечения

   древесного ствола ..........................…………………………………………… 7

Лабораторная работа 4. Ход роста древесного ствола по диаметру и

   площади поперечного сечения ...............……….……………………………. 7

Лабораторная работа 5. Ход роста древесного отвода по объему ..............…. 8

Лабораторная работа 6. Общий анализ выполненных работ и выводы ......… 9

Контрольные вопросы ..........................…………………………………….…...    10

Библиографический список ...........................………………………………….. 11

Приложение А Площадь сечения в см2 по диаметру ствола в см и мм ..........  12

Приложение Б Объем вершины стволов по диаметру основания (dо.в.)

   и длине вершины ……………………………………………………………... 14

ВВЕДЕНИЕ

Согласно действующим учебным планам каждый студент лесохозяйственного факультета должен ознакомиться с организационными и методологическими основами познания процессов роста деревьев и древостоев, причинами, влияющими на рост; рассмотреть с научной точки зрения закономерности строения и формирования насаждений, изменения их структуры; уметь оценить влияние внешних и внутренних факторов на продуктивность фитоценозов.

Полученные знания могут оказать пользу студентам при освоении специальных дисциплин, как в учебном процессе, так и в процессе прохождения учебных практик, выполнении курсовых и дипломных работ, связанных со сбором и камеральной обработкой экспериментальных данных, и, наконец, при проведении научно-исследовательской работы любого масштаба.

Интенсификация ведения лесозаготовок в течение последних 20 лет привела к истощению лесосырьевой базы в центральных и южных районах Сибири, что остро высветило проблему восстановления лесов на вырубках. Известно, что возобновление лесосек естественным путем приводит к формированию низкопродуктивных, как правило, малоценных насаждений с преобладанием лиственных пород, поэтому специалист лесного хозяйства должен иметь четкое представление о динамике лесообразоватального процесса. Цель, к которой лесоводу необходимо стремиться, – иметь наиболее полное представление о лесах, чтобы принимаемые хозяйственные решения приводили к повышению продуктивности лесов, а не наоборот.

Быстро изменяющиеся экономические условия в лесной отрасли нацеливают на обновление и усовершенствование познаний, и при необходимости специалисты-лесоводы могут самостоятельно применить методологические основы на практике.

По дисциплине «Основы научных исследований в лесном хозяйстве» намечено 18 часов лекций, 18 часов лабораторных занятий и 8 часов самостоятельной работы студентов. По окончании курса – зачет.

Формой текущей отчетности студентов является предоставление и защита лабораторных работ, выполненных в рабочей тетради. Выявленные в работах ошибки и недостатки исправляются и устраняются.

На зачете студент защищает окончательный, исправленный вариант выполнения лабораторных работ и делает общий анализ полученных результатов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Подготовка исходных данных для выполнения анализа ствола

Цель работы. ознакомление с методикой разметки и обмера древесного ствола, занесение исходных данных в специальный бланк, анализ данных и устранение ошибок.

Содержание работы. Каждому студенту выдается вариант исходных данных, включающих общие сведения (местопроизрастание дерева, характеристика ствола и характеристика дерева) и непосредственно цифровой материал по обмеру древесного ствола.

Сведения о местопроизрастании дерева включают в себя: область, район, лесхоз, лесничество, квартал, и номер пробной площади, состав насаждения, возраст насаждения, относительную полноту, класс бонитета, класс товарности, особенности насаждения, живой напочвенный покров, характеристику почвы, положение, сведения о четырех соседних деревьях.

Характеристика ствола имеет следующие показатели: породу, диаметр на высоте груди в см, высоту ствола в м, возраст, класс морфологического развития.

Характеристика дерева включает следующие сведения: диаметр кроны с севера на юг и с востока на запад в м, протяженность кроны в м и %% от всей высоты, высоту первого мертвого сучка в м и %% от всей высоты, схему расположения модельного дерева по отношению к ближайшим четырем соседям с нанесением проекций кроны.

Цифровой материал заносится в специальный бланк в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Данные замера диаметров

Высота сечения, м

число слоев

на этом сечении

Диаметр, см

Диаметр ствола (см) по 10-летиям

в/к

б/к

140

130

120

···

20

10

0/146

61,2

52,3

50,6

48,4

45,8

···

···

1,7

1,3/134

48,8

44,1

42,9

40,4

38,0

···

···

1,2

1/136

46,6

43,2

42,6

40,9

38,6

···

3,4

-

3,0/129

44,3

42,0

40,8

38,6

36,6

···

2,1

-

···

···

···

···

···

···

···

···

-

25/40

4,7

4,3

4,0

3,1

2,0

···

-

-

26/19

1,6

1,4

1,2

0,4

-

-

-

-

После заполнения таблицы 1 данные визуально анализируют по принципу: в горизонтальной строке диаметр уменьшается с уменьшением возраста, а в вертикальной колонке уменьшение толщины идет с увеличением высоты сечения. При выявлении ошибок последние корректируют и в таблицу вносят исправленные данные.

Похожие материалы

Информация о работе