Основным достоинством системы межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые банками друг у друга, является их оперативность (использование системы электронных расчетов или телексной связи) и относительная безопасность, поскольку при обнаружении ошибок санкции будут применены против самих же банков. Основной недостаток этой системы - сравнительно небольшой охват сетью корреспондентских отношений того или иного коммерческого банка других банков на территории России.
Большие возможности для улучшения расчетов между банками заключены в развитии межбанковского клиринга.
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть: локальным - между банками какого-либо региона, либо между банками определенной банковской группы, и (или) между филиалами одного банка; общенациональным - в пределах всей страны.
В зависимости от специфики этих видов клиринга он может осуществляться:
- через специальные межбанковские организации - расчетные (клиринговые) палаты;
- через учреждения центрального банка или крупнейшие коммерческие банки;
- через клиринговый отдел головного банка - при внутрибанковском клиринге (расчетах между филиалами одного и того же коммерческого банка).
Все эти способы проведения межбанковских клиринговых расчетов взаимосвязаны, поскольку конечное сальдо расчетов в любом случае погашается с корреспондентских счетов коммерческих банков, открытых в центральном банке.
В России клиринговые центры создаются в Сибири, Урале, Поволжье, Санкт-Петербурге, Москве и др. городах.
При расчетах с иностранными банками российские коммерческие банки ориентируются в основном на международную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков российских банков.
В целом существующая система межбанковских расчетов не в полной мере отвечает современным требованиям ускорения расчетов, что в основном объясняется слабой технической оснащенностью участников, и прежде всего коммерческих банков, РКЦ и вычислительных центров при них. По-прежнему большая доля расчетных операций составления и обработки документов выполняется вручную.
Центральный Банк в апреле 1996 г. принял стратегию развития платежной системы России. Предполагается создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени.
Переход к работе в режиме реального времени означает, что время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств конечно, это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур при наличии соответствующей технической базы.
Создание системы расчетов в режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка России и кредитных организаций бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.
Для этого Банку России предстоит разработать нормативную базу использования "электронных" документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, найти методы решения проблем защиты электронных документов.
Развитие системы платежей в режиме реального времени будет основываться на развертывании телекоммуникационной сети Банка России, обеспечивающей бесперебойное (круглосуточное) и качественное функционирование платежной системы.
Таким образом,клиринг благодаря своим сущностным свойствам обеспечивает экономию средств, позволяет значительно сократить сумму взаимной в том числе бюджетной задолженности и при клиринге упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты.
Практика выработала различные виды зачетов. Они могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами или групповые, в том числе и многоотраслевые. По времени проведения они бывают разовые и постоянные.
Значительная часть клиринговых операций производится банками, но возможна их организация минуя банки.
В условиях административно-командной системы большую роль в проведении зачетных операций играл Госбанк СССР, который организовывал и проводил эти зачеты, часто вовлекая свои ресурсы для их завершения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Выводы по лекции:
а) Аккредитивная форма является наиболее рациональной с точки зрения обеспечения надежности платежа. Но у нее имеется существенный недостаток – при этой форме происходит изъятие средств из хозяйственного оборота предприятий. По этой причине, а также из-за неустойчивой работы банковской системы, аккредитивная форма расчетов не нашла широкого распространения в хозяйственной практике российских предприятий.
б) Основное преимущество расчетов путем зачета взаимных требований – экономия денежных средств. Но такие расчеты требуют достаточно сложной организации, как со стороны коммерческих банков, так и Банка России.
2. Задание на самоподготовку:
Деньги, кредит и банки. Уч. пособие под ред. Коречкова Ю.ВУ. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997. - С. 56 – 65.
3. Сообщение о следующем занятии и указания по его учебно-материальному обеспечению. Лекция 2/4. Вексельное обращение.
Ответы на вопросы курсантов и проверка их конспектов лекций.
Разработчик Профессор кафедры № 13
(должность)
Сл. РА подпись В. Жихарев
(в/звание) (И. Фамилия)
[1] См.: Деньги, кредит и банки. Учебник /Под ред. ОГ.М.Лаврушина . М.: Финансы и статистика, 1998, с. 91.
[2] Годовой отчет Центрального Банка РФ за 1998 г., с. 124.
[3] См.: Букато В.И., Львов Н.И. Банки и банковские операции в России /Под ред. М.Х.Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 300.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.