Искусственные характеристики мало пригодны для регулирования скорости, т.к. при ↓U → Mк резко ↓, перегрузочная способность и диапазон регулирования очень мал.
Метод используется лишь при переходных процессах для ограничения I и М
3. Изменение f питающей сети.
Наиболее перспективный и широко применяется.
Для лучшего использования и получения высоких энергетических показателей АД (cosφ, η, λ), одновременно с f нужно изменять и U. Закон изменения U зависит от характера нагрузки.
Если Mс=const → U1=const. Примем R1=0 (f1 пренебрегаем)
Регулирование вниз от основной характеристики.
«+»:
· плавность в широком диапазоне
· высокая жесткость
· двухзонное регулирование
(вверх и вниз от основной)
«-»:
· дорогие и сложные преобразователи f
4. Изменение пар полюсов.
→ ступенчатость регулирования p
Статорная обмотка состоит из двух одинаковых секций – полуобмоток. Используются различный схемы их подключения → меняется число пар полюсов. а)
последовательное согласное включение б)
последовательное встречное включение в)
параллельное включение
Чаще на практике используют две схемы переключения :
а)
б)
ЭП с синхронным двигателем.
«+» СД:
· высокий η (96-98%)
· высокий cosφ (→1)
· способен работать с отрицательным cosφ (как компенсатор)
· возможность регулировки λ посредством Iв
· λ меньше зависит от U сети, чем у АД
· характеристики и свойства мало зависят от неточности монтажа ротора и износа подшипников
Применяется в нерегулируемых ЭП (компрессоры, насосы, мельницы), мощность большая 100..1000 кВт; U=380 В; 6 кВ.
Схема включения
В – возбудитель (генератор постоянного тока с Р=(0,3..3)%РСД), установленный на одном валу с СД
Статор СД аналогичен статору АД, подключается к сети ~I
Ротор имеет обмотку возбуждения и
пусковую КЗ обмотку в виде беличьей
клетки (питается от В). Вращающий
момент СД обусловлен взаимодействием
вращающегося магнитного поля статора
и ротора.
Мmax определяется по угловой характеристике М=f(θ)
θ – угол между Uф и Е
При θ=π/2 – Мmax, θ=25..30° - Мн
СД может работать во всех основных энергетических режимах.
Пуск СД
1. СД разгоняется с помощью вспомогательного двигателя до ω0, а затем дают I возбуждения в обмотку ротора → ротор втягивается в синхронизм.
2. Асинхронный пуск СД – для этого служит КЗ обмотка. СД разгоняется как АД (в обмотке ротора нет питания) до подсинхронной скорости ω=ω0, затем на обмотку ротора подается I возбуждения → ротор втягивается в синхронизм.
Выбор характеристики определяется условиями работы СД. Для тяжелых условий пуска выбирают характеристику 2, т.к. Мп2> Мп1, но на характеристике 1 СД легче втягивается в синхронизм, т.к. Мвх1> Мвх2.
При пуске используются две основные схемы возбуждения:
1) с глухоподключенным возбуждением (см. схему без К1, R, К2), для легких условий пуска;
2) возбудитель подключается в конце пуска контактом К2. В начале пуска К1 замкнут, К2 разомкнут; в конце наоборот.
Для небольших мощностей при мощной питающей сети пуск СД происходит без ограничений пускового тока (Iпуск=(4..5) Iн)
При больших мощностях (>1000 кВт) используют Rдоб, реакторы и автотрансформаторы Uc → Iпуск↓
Регулирование скорости и торможение СД.
До недавнего времени СД использовался в нерегулируемых ЭП, но с появлением ПЧ
Для торможен СД используют динамическое торможение.
Противовключение СД используется редко, т.к. большие броски I и М → сложная схема управления
Раздел IV: Энергетика ЭП.
ЭП потребляет электроэнергию → влияет на сеть и другие потребители. Это учитывается энергетическими показателями:
– η, cosφ, потери мощности и энергии, потребляемая из сети мощность (энергия).
Потери мощности (энергии)
в установившемся режиме работы.
Бывают постоянные ∆РK и переменные ∆РV
Под переменными понимают потери, выделенные в обмотках ЭД при протекании по ним тока, определяемого механической нагрузкой ЭП.
ДПТ –
АД –
СД –
Переменные потери мощности могут быть определены через механические параметры М и ω.
ДПТ и АД (ротор)
АД (статор)
АД
где – относительная скорость ДПТ.
Потери мощности при работе ЭД в номинальном режиме:
↓↓
Потери энергии:
а) - для постоянной нагрузки
б) - для циклически изменяющейся нагрузки где m – число участков;
∆Рi – потери на i-ом участке.
Потери энергии в переходных режимах.
При пуске, реверсе, торможении I > Iн → потери ↑ → дополнительный нагрев. Особенно это важно для ЭП, у которых динамический режим основной (ПКР). Это подъемные краны, прокатные станы.
В общем случае:
где а) Мс=0 (т.е. пуск без нагрузки)
Потери энергии в якоре ДПТ и роторе АД:
Пример:
1) пуск (0′-1)
→
→
потери равны запасу кинетической энергии к концу пуска
2) динамическое торможение (см. 2-0)
→
3) противовключение (см. 4-3)
→
4) реверс (см. 2-4)
→
Эти формулы определяют полные ∆РV в ДПТ.
Для АД нужно еще учесть потери в цепи статора:
б) Мс≠0
+Мс – при пуске; -Мс – при торможении
Считают, что момент const и равен Мср .
Методы снижения потерь:
1) берут малоинерционный ЭП (J↓);
2) регулируют ω0 (↓ U для ДПТ; f=var для АД).
КПД и cosφ.
КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):
где Апол , Апотр – полезная и потребленная энергия;
∆А – потери энергии;
Рпол i – полезная механическая энергия на i-ом участке цикла;
∆Рi – потери механической энергии;
n – число участков работы ЭП.
КПД для ЭП в установившемся режиме:
КПД ЭП как системы:
ηпу – КПД преобразующего устройства;
ηуу – КПД управляющего устройства;
ηд – КПД ЭД;
ηмп – КПД механической передачи;
Более мощные и скоростные ЭД характеризуются более высоким КПД.
КПД зависит от развиваемой ЭД полезной механической на валу.
Способы повышения КПД:
1) ограничение времени работы ЭД на хх;
2) обеспечение нагрузки ЭД при работе близкой к номинальной;
3) применение регулятора экономичности;
4) ↓ потерь энергии в переходных режимах;
5) частотное регулирование скорости ЭД.
ЭП, подключаемые к сети ~I, потребляют P и Q. Р расходуется на полезную работу ЭП и покрытие в нем потерь. Q создает ЭМ поле, но непосредственно работы не совершает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.