Электрические машины: Методические указания по выполнению лабораторных работ, страница 2

3.12 Технологическая карта-инструкция по выполнению лабораторной работы №12 «Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения»................................................................................................................ 43

4  Библиография............................................................................................. 46


1 Общие организационные и методические указания к проведению лабораторных работ

Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с программой предмета «Электрические машины и аппараты» по специальности  140603.

Наибольший эффект дает фронтальное проведение лабораторных работ по подгруппам, сразу после изучения соответствующей темы. Для этого необходимо иметь оборудованную лабораторию на 5-8 рабочих мест, на которых можно устанавливать легкосъемное оборудование и приборы по каждой из программных работ.

Подгруппа разбивается на бригады по 2-3 человека. Работа выполняется всеми бригадами одновременно. В каждой бригаде поочередно на каждую лабораторную работу назначается бригадир, в обязанности которого входят: сборка схемы, распределение обязанностей между членами бригады, осуществление необходимых включений и регулирование операций, подача команд для снятия замеров, разборка схемы, сдача оборудования и приборов лаборанту.

При отсутствии условий для организации фронтального проведения лабораторных работ можно применить:

а) комплексную форму проведения лабораторных работ, при которой все бригады подгруппы выполняют на очередном занятии разные работы, охватывающие ряж предварительно пройденных разделов (тем) теории. При этом бригады поочередно выполняют все работы, предусмотренные программой.

б) Комбинированную форму, при которой – одна часть работ выполняется фронтально, другая – комплексно.

Перед началом работ в лаборатории учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в специальном журнале.

Выполняя работу с электрическими цепями, учащиеся обязаны соблюдать правила техники безопасности. Поражает человека не напряжение, а ток. Прохождение через организм человека тока 50 мА может привести к серьезной электротравме, тяжелыми последствиями, а ток 90-100 мА может вызвать паралич сердца и смерть. Следует помнить, что при неблагоприятных условиях сопротивление тела человека может изменяться от сотен тысяч Ом до 800-600 Ом, и тогда опасное поражение током может произойти уже при напряжении 40-30 В.

Не следует касаться руками неизолированных проводов и соединительных контактов, когда цепь находится под напряжением. Если в схеме требуется сделать какое-либо пересоединение, то цепь обязательно следует отключить от источника электрической энергии. Всякое изменение в схеме обязательно должно быть проверено преподавателем.

При включении схемы необходимо убедиться, что остальные члены бригады находятся в безопасности. Особенно надо быть осторожным с электрическими цепями, где имеются катушки с большим числом витков и конденсаторы. В катушках при отключении могут индуктироваться ЭДС большой величины. Конденсаторы сохраняют заряд после отключения цепи и их следует, после отключения разрядить.

Нельзя касаться вращающихся частей, пытаться тормозить вал рукой, иметь свободно повязанный шарф, концы платка (косынки), распущенные волосы, так как даже совсем гладкий вал способен схватить.

Не разрешается без надобности щелкать тумблерами, двигать движки реостатов, крутить ручки аппаратуры даже в отключенном состоянии, так как это может привести к нежелательному режиму в цепи и выходу из строя ценного оборудования.

В процессе работы необходимо держать в поле зрения все приборы и следить, чтобы в схеме не возникали аварийные режимы. При всех неисправностях, возникающих во время работы, необходимо сразу отключить питание и сообщить преподавателю.

Учащиеся должны заранее знать, какую лабораторную работу им предстоит выполнять, и к данной работе повторить теоретический материал, а также ознакомиться с методическими указаниями по ее проведению.