Электрические машины: Методические указания по выполнению лабораторных работ, страница 13

Тема «Электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения»

Цель работы: экспериментально снять естественную механическую характеристику и определить параметры двигателя.

Оборудование и приборы:

G1, G2 – источники постоянного тока ВС-24М;

М – двигатель постоянного тока, тип МУ-50, Uн= 27 В, Рн = 75 Вт, режим S3; (опыт производится при пониженном напряжении U= 18 В, при этом в расчетах номинальной мощностью считать Р = 50 Вт)

У – тормоз моментомер 10 Н∙см;

G3 тахогенератор ТГП-1(1 В = 200 об/мин);

РАамперметр постоянного тока Э378, 5 А

РV1вольтметр постоянного тока Э59, 30 В

РV2вольтметр М366, проградуированный в об/мин

Бланк для отчетов по лабораторным работам, технологическая карта-инструкция.

Схема опыта:

Краткие сведения из теории.

Используемый в работе двигатель имеет повторно-кратковремменый режим работы, поэтому во избежание его перегрева опыт по снятию характеристик следует выполнить не более чем за 5 мин.

НЕ ВКЛЮЧАТЬ двигатель на холостом ходу (без нагрузки)! По окончанию опыта сначала отключается двигатель, а затем нагрузка.

Для измерения частоты вращения используется тахогенератор ТГП-1 и вольтметр М366, проградуированный в об/мин.

Потребляемая мощность, Вт:

Полезная мощность, Вт:

КПД, %:

Изменение частоты вращения, %:

где n2 – частота вращения при моменте 2 Н∙см,

n8 – частота вращения при моменте 8 Н∙см

Порядок самостоятельной деятельности:

1.  Ознакомиться с заданием, оборудованием и приборами и записать их номинальные данные.

2.  Включить тормоз-моментомер и двигатель. Установить на двигателе напряжение U = 18 В и тормозом-моментомером нагрузку на валу двигателя 2 Н∙см.

3.  Плавно изменяя момент на валу двигателя от 2 до 8 Н∙см, измерить потребляемый ток и частоту вращения. В течение всего опыта напряжение поддерживать постоянным U = 18 В.

Таблица 12.1 – Таблица результатов измерения.

М, Н·см

2

3

4

5

6

7

8

I, А

n, об/мин

4.  Проверить возможность реверса двигателя.

5.  По результатам опыта построить графики: зависимости частоты вращения от момента на валу (механическая характеристика) – n = f(M) и зависимости потребляемого тока от момента на валу – I = f(M).

6.  Для точки момента М = 8 Н∙см рассчитать потребляемую и полезную мощность, определить КПД.

Таблица 12.2 – Данные двигателя по результатам опыта

U, В

I, А

М, Н·см

n, об/мин.

Р1, Вт

Р2, Вт

η, %

7.  Составить отчёт и сделать выводы:

–  Как изменялись обороты при изменении нагрузки? Какой является механическая характеристика двигателя?

–  Во сколько раз изменился потребляемый ток при изменении момента в 4 раза и почему?

–  Почему нельзя включать двигателя на холостом ходу?

–  Как выполняется реверс двигателя?


4 Библиография

1.  Кацман, М.М. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и аппаратам / М.М. Кацман – М.: «Высшая школа», 2000 г.

2.  Кацман, М. М. Электрические машины [Текст]: Учеб. Для студентов сред. Проф. Учебных заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. Шк.; Издательский центр «Академия»; 2001. - 463 с.: ил.

3.  Ермолин, Н.П. Электрические машины [Текст]: Учебник для втузов /Н.П. Ермолин, М.: «Высш. школа», 1975. – 295 с.: с ил.

4.  Пиотровский, Л.М. Электрические машины [Текст]: Учебник для электротехнических (электромеханических) техникумов /Л.М. Пиотровский – изд. 4-е, испр. и доп. – Л.: «Госэнергоиздат», 1960, 532 с.