Функциональные системы регуляции осмотического давления, объёма жидкости. Функциональная система регуляции рН. Экскреторная функция слизистой оболочки полости рта и слюнных желез

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стоматологический факультет, 2 курс, 4 семестр

Самоподготовка к занятию 4.

Тема занятия: Функциональные системы регуляции осмотического давления, объёма жидкости. Функциональная система регуляции рН. Механизмы поддержания рН в ротовой жидкости. Экскреторная функция слизистой оболочки полости рта и слюнных желез.

            Цель занятия: Изучить функциональные системы, поддерживающие на оптимальном уровне «жёсткие» константы организма: осмотическое давление и рН крови, изучить механизмы регуляции объёма жидкости.

Для достижения поставленной цели необходимо:

Повторить:

1. Функции почек, механизмы образования мочи, регуляцию процессов фильтрации, секреции, реабсорбции.

2. Принципиальную схему строения гомеостатических функциональных систем, характеристику ее элементов.

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000. – Т. 2. – С. 168-173.

2. Физиология человека: Учебник  / Под ред. Г.И. Косицкого. -  М.: Медицина, 1985. – С. 418-423.

3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 105-111.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 224-228.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 495-502, 522-545.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 1. – С. 312-316. – Т. 2. – С. 606-624. - Т. 3. – С. 813-834.

3. Вандер А. Физиология почек. – СПб: Издательство «Питер», 2000.- С. 15-138.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Характеристику водного баланса организма и водных пространств организма.

2. Характеристику электролитного баланса организма: внеклеточное и внутриклеточное распределение электролитов, регуляцию баланса электролитов.

3. Функциональную систему регуляции осмотического давления:

·  характеристику конечного полезного результата, рецепторов системы, центра регуляции;

·  способы регуляции и исполнительные механизмы: роль антидиуретических и натрийуретических механизмов, ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

·  значение транскапиллярного обмена жидкостей и ионов, механизмов депонирования осмотически активных веществ и осмотических буферов крови;

·  Влияние осмотического давления на гомеостаз в ротовой полости.

4. Регуляцию объема жидкости в организме. Роль антидиуретического и натрийуретического гормонов, ренин - ангиотензин - альдостероновой системы.

5. Значение поведения в сохранении водного баланса и осмотического давления. Роль рецепторов ротовой полости в формировании мотивации жажды.

6. Функциональную систему регуляции кислотно-основного равновесия:

·  Понятие кислотно-основное равновесие

·  Характеристику конечного полезного результата системы, рецепторного аппарата;

·  Центральные и исполнительные механизмы функциональной системы: значение буферных систем, системы дыхания, почечных механизмов регуляции, роль пищевартиельного тракта в сохранении рН крови.

·  Значение поведения в сохранении кислотно-основного баланса в организме;

·  Механизмы поддержания рН в ротовой жидкости.

Уметь: 1. Рисовать схемы функциональных систем регуляции осмотического давления, рН.

2. Использовать теоретические знания по теме при обсуждении теоретических вопросов и решении ситуационных задач.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:

1. Нарисуйте функциональную систему регуляции осмотического давления. Выделите на схеме конечный полезный результат и дайте ему характеристику.

2. Опишите механизмы регуляции осмотического давления, которые будут влиять на объём и состав слюны при гипертонической дегидратации.

3. Нарисуйте функциональную систему регуляции кислотно-основного равновесия. Выделите на схеме конечный полезный результат и дайте ему характеристику.

4. Как изменяется проницаемость тканей зубов при ацидозе в ротовой жидкости? К каким последствиям это может привести?

5. Сравните содержание ионов в плазме крови и слюне в покое

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
222 Kb
Скачали:
0