того, чтобы ребенок достиг самостоятельности в контрольно-оценочной сфере, взрослый должен организовать действия самих детей. Сотрудничество с равными партнерами является условием для зарождения инициативности ребенка в учебных действиях, имеющих рефлексивную природу. Дети распределяют между собой различные точки зрения (позиции), конфликты позиций приводят группу к противоречию и переходят в содержательный план.
В малых группах появляется учебная дискуссия, а в условиях большой группы из отношений «учитель-группа детей» переходит в отношения «учитель-ученик».
Дискуссия в учебной деятельности существует в двух формах:
Т.образом, специальные исследования показывают, что совместная учебная деятельность школьников позволяет им контролировать и оценивать свои действия при усвоении теоретических знаний.
Ю.А. Полуянов исследовал способность ребенка понимать другого человека и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения другого человека. Эта позиция - которая определяет отношение ребенка к объекту, а также к собственному действию. Эта способность (позиция) определяет успешность сотрудничества детей в учебной работе и сама развивается на основе организованного взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой. О развития данной способности зависит и формирование у детей учебных действий оценки и контроля. Эта зависимость больше проявляется в творческой деятельности при реализации каких-либо сторон личности детей.
Проводилось исследование, в котором изучалось развитие позиции у младших школьников по ИЗО деятельности. Проводилось оно в виде дискуссии между двумя участниками, где каждый оценивал свой рисунок с позиции «художника», а рисунок партнера с позиции «зрителя».
До обучения ребенок с позиции «художника» видел замысел, рисунки ему нравились и не вызывали критики, однако рисунки сверстников с позиции «зрителя» чаще не нравились и вызывали критику.
У первоклассников оценка не изменилась, но количество отрицательных оценок с позиции «зрителя» сократилось, а с позиции «художника», наоборот, увеличилось. В суждениях детей появились безличные формы («там нарисовано» и т.п.) и отдельные выражения, повторяющие высказывания партнера, вызванные желанием подстроиться к нему, и т.образом появилась третья позиция, еще одного зрителя, повторяющего внешние особенности высказываний партнера.
Вывод: Ситуация конфликта позиций, требующая диалога и дискуссий, выступала важным звеном формирования у школьников умения выделять и учитывать точку зрения других людей при контроле и оценке своих действий, умение управлять своими действиями и корректировать их с учетом позиции других людей. Контроль и оценка являются основой становления человеческого сознания.
Д.Б. Эльконин: «Есть основания полагать, что формирование контроля идет от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями».
Л.С. Выготский конкретизировал это положение в своем генетическом законе и введенном им понятия зоны ближайшего развития.
Суть обучающей дискуссии – это стремление понять, как в коллективно-совместной учебной деятельности школьников одновременно осуществляется:
- их собственные «обмены высказываниями»
- усвоение в этих обменах некоторой общей социокультурной нормы
- развитие индивидуальности – через принятие индивидуальностью других
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.