ПОЛЕМИКА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ВСЕРОССИЙСКИХ СЪЕЗДАХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ[1]
Важным событием в развитии экспериментально-психологических исследований в нашей стране явились первые съезды по педагогической психологии, где вопросы теории и практики организации психологического эксперимента стали предметом специального научного обсуждения.
Первый Всероссийский съезд по педагогической .психологии состоялся в 1906 г., второй - в 1909 г. [6; 7]. Их организаторами были сотрудники первой в России Петербургской .лаборатории экспериментальной педагогической психологии, созданной А.П.Нечаевым в 1901 г. Здесь было положено начало экспериментальным исследованиям в детской и педагогической психологии. Широкая связь с педагогической практикой принесла Нечаеву успех и известность. Ему удалось привлечь к психологическим экспериментам большое число учителей, он возглавил работу по созданию школьных психологических лабораторий в столице и в ряде других городов России.
По замыслу организаторов съезды должны были объединить психологов, педагогов и врачей и направить их усилия на развитие педагогической психологии - новой тогда отрасли науки, открыть возможности для широкого обмена опытом воспитания детей. Однако работа съездов - доклады и обсуждения - вышла далеко за пределы педагогической психологии. По сути, это были первые в нашей стране психологические съезды.
За год до открытия Первого съезда по педагогической психологии (в ноябре 1905 г.) умер И.М.Сеченов - основоположник отечественной научной психологии, разработавший программу ее развития как экспериментальной научной дисциплины. В организационном комитете съезда состоял ученик И. М. Сеченова, известный физиолог, профессор Петербургского университета Н. Е. Введенский. Им была подготовлена речь, посвященная памяти великого ученого. «Он был, - говорилось в речи, - не только великий работник в своей специальной области физиологии, это был вместе с тем один из самых могучих в нашем отечестве провозвестников и глашатаев психологии как науки опытной, науки, долженствующей сойти с трансцендентальных высот умозрения и стать в тесную связь с другими науками, и прежде всего с физиологией. Голос его раздавался громко по всей России, будил и направлял мысль русского общества начиная с великой эпохи 60-х годов. Едва пи в этом зале найдется хоть одно лицо, которое бы прямо или косвенно не испытало на себе влияния этого мыслителя - ученого» [6, 143].
И. М. Сеченов в 1873 г., когда еще не существовало ни одной психологической лаборатории, поставил вопрос: кому и как разрабатывать психологию? Он считал, что она должна стать экспериментальной наукой, использующей объективный метод и опирающейся на союз с физиологией. Поставленная Сеченовым проблема вызвала широкую полемику о путях развития психологической науки. Представители официальной психологии в России, профессора философских кафедр университетов, в ведении которых находилась психология, отвергли сеченовскую программу, включавшую психологический эксперимент и объективный метод. Однако уже в середине 80-х годов начали работать психологические лаборатории, созданные врачами-психиатрами при психиатрических клиниках. В 90-х годах эксперимент в психологии стал фактом, с которым уже нельзя было не считаться.
Вопрос об эксперименте в психологии вызвал в 1894 г. острую дискуссию на защите в Московском университете докторской диссертации Н.Н.Ланге. Получивший философское образование в Петербургском университете, Н.Н.Ланге был оставлен при кафедре философии. Во время заграничной командировки он начал заниматься психологическими экспериментами в лаборатории В.Вундта. Защитив магистерскую диссертацию по истории нравственных идей, он занял кафедру философии в университете в Одессе, преподавал философию и психологию, продолжая экспериментальные исследования, организовав там психологическую лабораторию. Диссертация явилась результатом экспериментальных исследований процессов восприятия и внимания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.