ходе тестирования были получены следующие результаты (Таблица 1) – «счастливая семейная жизнь» как ценность была поставлена большинством испытуемых на 4 место, а «любовь» на 2. Причем разница между ответами небольшая, т.е. подростки солидарны в своем мнении. Конкуренцию семейным ценностям составили такие ценности как «интересная работа» и «здоровье». В целом, можно сделать вывод, что эти ценности являются значимыми для подростков, но, в силу еще не сложившихся семейных отношений, недостаточно осознаются. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл как основа для принятия ответственных решений в т.ч. и в будущих семейных отношениях) недостаточно значима для подростков. А вообще как ВЫ ПОДСЧИТЫВАЛИ? Что значит «БОЛЬШИНСТВОМ ИСПЫТУЕМЫХ»?
Среди инструментальных ценностей наиболее значимы для подростков «жизнерадостность», «независимость» и «смелость в отстаивании своего мнения». Значимые для нашего исследования ценности, к сожалению, не так значимы для подростков. Это, в целом, соответствует возрастным особенностям. «Ответственность» и «рационализм» занимают 8 и 9 место соответственно. А «самоконтроль», «чуткость», «терпимость» и «широта взглядов» для подростков практически не значимы. Причем в отношении этих ценностей наблюдается широкий разброс ответов (до 7 позиций), что может говорить о недостаточном понимании сущности данных ценностей. Почему Вы считаете, что «широта взглядов» и «рационализм» соотносится с родительством, а «жизнерадостность» нет , не пойму критериев
Почему Вы считаете, что «широта взглядов» и «рационализм» соотносится с родительством, а «жизнерадостность» нет, не пойму критериев.
Можете убрать эти критерии, хотя, на мой взгляд, чем шире взгляды родителя, чем большее представление он имеет об окружающем, тем больше шансов у его ребенка вырасти гармоничным, разносторонне развитым. Рационализм также важное качество для родителя его действия уже не могут быть спонтанными, импульсивными в отношении своего ребенка, ему необходимо рационально простроить воспитательную систему в семье, чтобы все претензии, требования и поощрения ребенка были обоснованными, иначе ребенок будет воспитываться по ситуации, не будет знать, чего ждать от собственного родителя. По сути, очень взаимосвязано и с самоконтролем, ответственностью. Жизнерадостность, почти такая же крайность, как и уныние. Конечно, необходимо быть оптимистом, но не всегда необходимо активно проявлять позитивные эмоции, сдержанность тоже хорошее качество.
Таблица 1
Ценности |
Место (среднее арифметическое) |
Терминальные ценности |
|
счастливая семейная жизнь |
4 |
жизненная мудрость |
12 |
любовь |
2 |
Инструментальные ценности |
|
ответственность |
8 |
чуткость |
15 |
рационализм |
9 |
широта взглядов |
13 |
терпимость |
18 |
самоконтроль |
11 |
Постановка подростками описанных выше ценностей на невысокую позицию по значимости говорит и о том, что у них недостаточная направленность на формирование в себе соответствующих качеств личности. В дальнейшем это может приводить к проблемам в отношениях с партнером по браку и с детьми. Поэтому результаты диагностики необходимо учитывать при формировании образа родительства у старших подростков, формируя адекватное представление о данных ценностях и их значимости в будущей взрослой жизни.
Результаты исследования по методике «Лики родительской любви»
Данный опросник помогает оценить, на каких основаниях строится отношение к ребенку. В случае с подростками – к гипотетическому. Результаты, полученные по данной методике, занесены в таблицу 5.
Таблица 5
Баллы |
Количество детей |
Мальчики/девочки |
12 – 15 |
3 |
1 / 2 |
9 – 12 |
14 |
8 / 6 |
Менее 8 |
13 |
6 / 7 |
Анализируя полученные результаты, можно сделать ряд выводов.
Большая часть испытуемых набрали 9-12 баллов. Такая позиция является промежуточной. С одной стороны, данные результаты говорят об отсутствии крайностей. Однако здесь имеет место некоторая эмоциональная отстраненность, связанная, возможно, с отсутствием реального опыта родительства и недостаточными представлениями об особенностях детско-родительских отношений, психологических закономерностях взаимодействия между ними.
12-15 баллов набрали всего 3 детей. Среди них один мальчик, что (с учетом отсутствия опыта) говорит о том, что в своем отношении к ребенку он недооценивает традиционную мужскую роль в воспитании. Две девочки, набравшие эту сумму, разделяют типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Однако впоследствии это может быть чревато недостаточной самостоятельностью ребенка.
Достаточно большая часть подростков набрали 8 баллов. Если для мальчиков это можно считать нормой, т.к. характеризует их как придерживающихся традиционно мужских ценностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.