Вариант 3.
I. Независимость признаков
По оценкам девяти судей сумма мест 10-ти сильнейших пар в танцах на льду распределились так:
Страна |
Rus1 |
Fr1 |
Rus2 |
Ger1 |
Can |
GB |
USA |
Fr2 |
Rus3 |
Ger2 |
Техника |
9 |
17 |
29 |
40 |
42 |
52 |
64 |
71 |
82 |
87 |
Артистичность |
17 |
16 |
29 |
40 |
37 |
53 |
61 |
74 |
81 |
87 |
Есть ли связь между техническим мастерством и красотой исполнения.? (). Критическое значение для коэф. Спирмена 0.564.
Решение. Вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена по следующей формуле:
, где - объем выборки, - разность между парами рангов для -го объекта.
Составляем таблицу с рангами:
Страна |
Rus1 |
Fr1 |
Rus2 |
Ger1 |
Can |
GB |
USA |
Fr2 |
Rus3 |
Ger2 |
Техника |
9 |
17 |
29 |
40 |
42 |
52 |
64 |
71 |
82 |
87 |
Артистичность |
17 |
16 |
29 |
40 |
37 |
53 |
61 |
74 |
81 |
87 |
Ранг 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ранг 2 |
2 |
1 |
3 |
5 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
-1 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Получаем: .
Проверим значимость коэффициента. Вычислим значение критерия: .
Так как , гипотезу значимости коэффициента следует отвергнуть, связь между техническим мастерством и красотой исполнения подтверждается на данном уровне значимости.
Тот же самый результат получается, если сравнить вычисленный коэффициент ранговой корреляции с критическим значением 0,564.
II. Сравнение «результатов обработки»
У двух группы испытуемых проверяли время реакции на свет и звук. Результаты представлены в следующей таблице.
Испытуемый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Время в миллисекундах (звук) Время в миллисекундах (свет) |
223 181 |
164 194 |
209 173 |
183 153 |
180 168 |
Является ли время реакции одинаковым? Выборки предполагаются нормальными. Парные данные.
Решение. Обозначим первую выборку (время реакции на звук) , вторую выборку (время реакции на свет) . Найдем выборочные числовые характеристики выборок.
|
||
223 |
973,44 |
|
164 |
772,84 |
|
209 |
295,84 |
|
183 |
77,44 |
|
180 |
139,24 |
|
Сумма |
959 |
2258,8 |
Выборочное среднее .
Выборочная исправленная дисперсия .
|
||
181 |
51,84 |
|
194 |
408,04 |
|
173 |
0,64 |
|
153 |
432,64 |
|
168 |
33,64 |
|
Сумма |
869 |
926,8 |
Выборочное среднее .
Выборочная исправлена дисперсия .
Исправленные дисперсии различны, поэтому проверим гипотезу о равенстве дисперсий, используя критерий Фишера-Снедекора. Найдем отношение большей дисперсии к меньшей:
.
Дисперсия значительно больше дисперсии , поэтому в качестве конкурирующей гипотезы примем гипотезу . По таблице при уровне значимости и числам степеней свободы и найдем критическую точку . Так как , нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу о равенстве генеральных дисперсий.
Итак, предположение о равенстве генеральных дисперсий выполняется, поэтому сравним средние. Введем нулевую гипотезу: при конкурирующей гипотезе.
Вычислим наблюдаемое значение критерия по формуле:
.
Получаем:
.
Находим критическую точку (двусторонняя критическая область) из таблицы Стьюдента при уровне значимости и числу степеней свободы . Так как наблюдаемое значение критерия 1,426 меньше критического, нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу, то есть среднее время реакции на свет и на звук одинаково.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.