Урок
Тема: |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ИЗДЕЛИЙ |
Цель:ознакомить учащихся с элементами технической эстетики; научить видеть в процессе труда и в создаваемых предметах красоту во всех ее проявлениях, делать каждый труд красивым.
Оборудование: образцы различных изделий из дерева и металла.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
1. Ознакомление учащихся с содержанием раздела «Творческий проект».
2. Обсуждение проблемного вопроса.
Учитель. Ответьте на вопрос: когда же мы ощущаем красоту процесса труда? (Ответы учащихся.)
Я думаю, ваш краткий ответ на этот вопрос будет таким:
– Когда видим его ценность для всего общества.
– Когда содержание и характер труда соответствуют нашим склонностям, способностям.
– Когда мы трудимся в хороших условиях.
– Когда среди черт нашего характера есть и такая – трудолюбие.
– Когда труд сам по себе интересен, сложен, многообразен.
– Когда мы имеем необходимые профессиональные навыки.
Отсюда следует самый главный вывод: в получении эстетического наслаждения от процесса труда многое зависит от вида труда, но еще больше – от нас самих, от нашей способности наслаждаться трудом.
II. Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
1) Терминологическая работа.
¨ Техническая эстетика – это наука, требующая при создании изделия определенных условий: чтобы оно имело привлекательный внешний вид, удачное соотношение между частями изделия, хорошее цветовое оформление.
2) Слово учителя по теме «Ищи в труде прекрасное».
Человек труда стал центральной фигурой, главным героем многих художественных произведений.
Труд помогает нам ближе подходить к реальным явлениям, познавать природу и преобразовывать ее, в нем вырабатывается и само понятие красоты. Обидно, когда на труд смотрят только с потребительской точки зрения, только как на источник материальных благ, как на неизбежное зло, которое нужно вытерпеть, чтобы заработать деньги. Известный афоризм «Если хочешь быть счастливым – будь им!» можно перефразировать и так: «Хочешь наслаждаться трудом – наслаждайся!» Ищи в труде прекрасное.
Поэтому эстетическое освоение производства стало необходимостью, одним из главных направлений развития всей эстетической культуры.
Красоту в жизни создает сам человек и сам при этом становится прекраснее. Наш известный педагог А.С.Макаренко писал, что в деле воспитания «эстетика костюма, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения». Когда все вокруг радует глаз, когда на производстве людей окружают красивые вещи, четкий ритм и дружеские улыбки, производственная среда становится любимой, пребывание в ней радостным. Человек с удовольствием возвращается сюда еще и еще раз, чтобы испытать это чувство. В красивой обстановке труженик будет лучше относиться к работе и создавать красивые продукты труда. Среда воздействует на рабочего эмоционально, побуждает к сотворчеству красоты, желанию довести процесс и продукт труда до совершенства. Постепенно обогащается и изменяется человеческая личность.
Потребность в творческой деятельности задается эстетическими чувствами, они же указывают цель творчества. Человек стремится удовлетворить свои эстетические потребности и создает красивые и полезные предметы. Одновременно развиваются трудовые навыки рабочего, совершенствуются мастерство, ловкость и точность, внимательность и наблюдательность, столь необходимые человеку в жизни. Эстетические чувства облегчают труд, дают радость творчества и дают нам знания о нас самих. Когда мы наслаждаемся красотой, то в действительности мы получаем свидетельство о нас, о наших желаниях и потребностях, о том, что нам нравится, а что – нет, о том, кто мы и кем бы мы хотели быть.
Эстетика труда как раз и предполагает такую обстановку, чтобы человек в ней «познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека». Единство красоты и труда – необходимое условие повышения качества и эффективности производства. Физиологами доказано, что работоспособность и здоровье человека в значительной степени зависят от эстетических параметров труда. Там, где царят законы красоты, резко снижается травматизм, возрастает привлекательность труда, уменьшается текучесть кадров, укрепляется трудовая дисциплина. Эстетизация труда дает немалый экономический эффект. Невозможно оценить в процентах влияние эстетической организации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.