1. Принцип работы установки должен быть ясен и прост, чтобы за несколько минут он мог быть четко изложен студентам и воспринят ими.
2. Приборы установки и рассматриваемое явление должны быть хорошо видны всей аудитории. При демонстрации мелких объектов применяется проекция их увеличенного изображения на экран. Можно также наблюдать увеличенное изображение мелких объектов с помощью видеокамеры на экране телевизора.
3. Приборы на демонстрационном столе должны быть расположены по возможности равномерно. На первом плане должны располагаться те приборы, за показаниями которых должна следить аудитория. В вспомогательные приборы должны располагаться на втором плане, либо внутри стола, чтобы не отвлекать студентов от наблюдения главного.
4. Устанавливать приборы на столе следует таким образом, чтобы демонстратор мог производить необходимые манипуляции, стоя сзади стола, а не перед столом, чтобы не заслонять приборы.
5
.
5. Прежде чем показать опыт, надо четко объяснить, что и где студенты должны наблюдать, на что особенно обратить внимание. При необходимости сделать поясняющие рисунки и записи на доске.
6. Опыты предпочтительно показывать в процессе чтения материала, а не в качестве иллюстрации по окончании какой-либо темы.
Кабинет лекционных демонстраций НГТУ располагает большим набором установок для лекционных опытов по различным разделам физики.
Значительная часть этих установок была создана силами преподавателей кафедры прикладной и теоретической физики и кафедры общей физики.
Кабинет лекционных демонстраций, где хранятся и готовятся лекционные демонстрации, представляет собой одну из сложных лабораторий с многочисленными приборами и оборудованием. Для поддержания высокой работоспособности, для обеспечения высокого технического и методического уровня установок необходимы усилия всего коллектива физических кафедр.
Из имеющихся публикаций по лекционным демонстрациям наиболее фундаментальной является монография [I], в которой описаны более
500 опытов, демонстрируемых на лекциях по физике в МГУ, разработанных и поставленных там на протяжении последнего столетия. Целый ряд новых опытов описан в работах [2,3]. Имеется обширная литература по этому вопросу в виде отдельных статей в различных журналах. Однако до сих пор не существует серийного набора установок для лекционных демонстраций с соответствующими описаниями. Каждый вуз изготовляет свои демонстрационные установки.
Преподаватели, читающие физику в вузе, должны знать парк установок для лекционных демонстраций, возможности этих установок, методику проведения опытов. С этой целью отдельные вузы выпускают пособия с описанием установок для лекционных демонстраций и методических указаний к ним [4].
Настоящее издание содержит описания лекционных демонстрационных установок и методические рекомендации по проведению опытов.
Такая книга необходима прежде всего преподавателям, читающим лекции по физике, особенно начинающим лекторам. Книга может быть полезна аспирантам и другим сотрудникам кафедр физики.
6
.
2I. Механика
21.1. Независимось движения по вертикали и по горизонтали при
2свободном падении тел
Конструкция прибора для демонстрации опыта показана на рисунке.
Основанием прибора служит деревянный брусок 1I 0. Металлический уголок 1 2
расположен горизонтально и может поворачиваться относительно вертикальной оси 13 0. На концах уголка имеются небольшие лунки, в которых находятся стальные шарики 14 0. В исходном, застопоренном положении, пружина 15 0 находится в растянутом состоянии. При снятии со стопора уголок резко поворачивается на некоторый угол (до упора в ограничитель 16 0). При этом один из шариков выкатывается из лунки и падает вертикально вниз, а второй получает некоторый импульс в горизонтальном направлении и одновременно падает вниз.
Шарики ударяются о пол одновременно. Это можно определить на слух.
21.2. Инерция гири
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.