γ – коэффициент, учитывающий неравномерность выпадения осадков;
m, n – показатели, зависящие от величины (h – Z) и F.
ψ = 0,032 (холмистый рельеф);
h = 30 мм;
Z = 10 мм;
F = 1,15 км2;
К = 1,0, при mл = 10 (русло с завалами и валунами) и mск = 20 (склоны кочковатые грубые);
δ = 0,9 (озерность минимальная);
γ = 0,99;
(h – Z)m = 132 мм;
Fn = 2,15 км2.
Qл = 0,032 ∙ 132 ∙ 2,15 ∙ 0,9 ∙ 0,99 ∙ 1 = 8,09 м3/с.
Для определения расчетного стока (расхода) воды из двух стоков ливневого и весеннего принимают наибольший и уменьшают его на коэффициент, который учитывает срок службы сооружения:
[м3/с]
где Qmax – максимальный сток (ливневый или весенний), м3/с;
nc – коэффициент, учитывающий срок службы сооружения (для постоянных сооружений nc = 1,25 – 1,50).
м3/с
Для уменьшения затрат и расхода воды целесообразнее использовать 3 трубы, тогда расход составит 1,8 м3/с. Используя методическое пособие, подбираем подходящие трубы. Выбираем круглые трубы диаметром 1,25 м, высота насыпи составит 1,07 м, скорость потока 2,4 м/с.
Безнапорный режим устанавливается тогда, когда напор воды перед трубой H < hт. труба работает как водослив с широким напором, и по всей длине трубы сохраняется свободная поверхность воды.
Пропускная способность безнапорной трубы определяется по формуле:
[м3/с],
где ωс – площадь живого сечения потока в трубе, м2;
φ – коэффициент скорости, учитывающий потери энергии воды при входе в трубу (для обтекаемых оголовков φ = 0,85);
Н – напор воды перед трубой, м;
hc – глубина воды в трубе, м.
φ = 0,85;
ωс = 1,23 м2;
g = 9,8 м/с2;
Н = 1,40 м;
hc = 0,59 м.
4,17 м3/с
Длина трубы L определяется по формуле:
, [м]
где B – ширина земляного полотна, м;
m – крутизна откоса насыпи;
Hн – высота насыпи, м;
δ – толщина стенки трубы (0,12 м при d = 1,25 м);
α – угол между осью дороги и осью трубы (обычно α = 90);
К – выход оголовков трубы за пределы откосов насыпи, равный 0,35 м.
B = 8,5 м;
m = 1,5;
Hн = 1,07 м;
δ = 0,12 м при d = 1,25 м;
α = 90º;
К = 0,35 м.
16,52 м
Минимальную высоту насыпи, измеряемую по бровке земляного полотна, определяют по формуле:
Hн min = hт + δ + h0 [м],
где h0 – толщина слоя грунта над трубой (принимается не менее 0,5 м для автомобильных дорог).
hт = 1,25 м;
δ = 0,12 (при d = 1,25 м);
h0 = 0,5 м.
Hн min = 1,25 + 0,12 + 0,5 = 1,87 м
Лабораторная работа №7
Расчет толщины дорожной одежды нежесткого типа
Дорожная одежда – верхняя часть земляного полотна, состоящая из одного или нескольких слоев дорожно-строительных материалов разной прочности, предназначенная для равномерного и плавного передвижения автомобилей и передачи нагрузки от подвижного состава земляному полотну.
Различают однослойные и многослойные дорожные одежды. В многослойных дорожных одеждах верхний слой называется покрытием, а нижний – основанием. Также выделяют слой износа, который изготавливается из материала верхнего слоя и составляет от 3 до 10 см. Вышележащий слой превосходит по прочности нижележащий слой более чем в 3,5 раза. На категориях дорог 3Л строятся дороги серповидного типа.
Расчет дорожной одежды нежесткого типа начинается с определения суточной интенсивности движения по формуле:
где fпол – коэффициент полосности, который учитывает число полос движения (для дорог категории 3Л 2 полосы и fпол = 0,55);
m – общее число марок транспортных средств, шт.;
Nm – число проездов транспортных средств m-ной марки в сутки, ТС/сут. Рассчитывается по формуле:
где Qгод – годовой грузопоток дороги, м3;
А – количество рабочих дней в году дорожной одежды (210 – 280 (300) дней);
q – нормативная расчетная нагрузка на ось автопоезда, м3;
Sm сумм. – суммарный коэффициент приведения на дорожную одежду всех колес транспортного средства m-ной марки в сутки.
fпол = 0,55;
m =1 шт.;
Nm = 42,5 ТС/сут.
Qгод = 340000 м3;
А = 250 дней;
q = 32 м3 (для Краз 6437);
Sm сумм. = 5,56 (для Краз 6437).
Требуемая прочность определяется по формуле:
Етр. = a + b ∙ lg Np, [МПа]
где a и b – коэффициенты дороги (для тяжелых автомобилей (группа А) a = 65, b = 65).
Етр. = 65 + 65 ∙ lg 129,97 = 202,15 МПа.
Етр. = 202,15 МПа
|
|||||
hизноса = 0,03 м |
Слой износа – щебень фрикционный, уложенный по способу заклинки из прочных скальных пород |
||||
hврх = 0,17 м |
Етр' = 89,7 МПа Еврх = 450 МПа |
Верхний слой – щебень фрикционный, уложенный по способу заклинки из прочных скальных пород |
|||
hнж = 0,50 м |
Енж = 130 МПа |
Нижний слой – песок крупный |
|||
Егр = 38 МПа |
Грунт – суглинок легкий со щебнем |
Рассчитав требуемую прочность для грунта и нижнего слоя, рассчитываем требуемую прочность для верхнего слоя, выбрав тип дорожно-строительного материала для верхнего слоя, и удостоверившись, что его прочность выше прочности нижнего слоя не менее, чем в 3,5 раза.
;
где Егр – требуемая прочность грунта, МПа;
Енж – требуемая прочность нижнего слоя, МПа;
h – высота слоя, м (0,1 – 0,5 м);
D – диаметр следа колеса, м (0,33 м).
Полученные значения сводим с номограммой и рассчитываем требуемую прочность нижнего слоя:
Етр' = Кном ∙ Енж,
где Кном – коэффициент номограммы;
Енж – прочность нижнего слоя, МПа.
Етр' = 0,69 ∙ 130 = 89,7 МПа.
Находим высоту верхнего слоя исходя из расчетов и данных номограммы:
где Еврх – прочность верхнего слоя, МПа.
м → h = 0,33 ∙ 0,50 = 0,17 м
Общая высота дорожно строительных материалов складывается из высоты нижнего слоя, высоты верхнего слоя и слоя износа (0,03 – 0,1 м):
Нобщ = 0,50 + 0,17 + 0,03 = 0,7 м
Объем дорожно-строительных материалов на изготовление 1 км дорожной одежды рассчитывается по формуле:
Vслоя = 1000 ∙ Bo ∙ hслоя ∙ kуплотн. ∙ kППр.,
где 1000 – длина участка, м;
Bo – ширина проезжей части, м (для дорог 3Л Bo = 6,5 м);
hслоя – толщина слоя, м;
kуплотн – коэффициент уплотнения (1,15 – 1,25);
kППр – коэффициент поперечного профиля (для серповидного, рекомендованного для дорог 3Л kППр = 1,15 – 1,20).
Vнж = 1000 ∙ 6,5 ∙ 0,5 ∙ 1,2 ∙ 1,15 = 4485 м3;
Vврх+изн = 1000 ∙ 6,5 ∙ (0,17 + 0,03) ∙ 1,25 ∙ 1,2 = 1950 м3;
Vобщ = Vнж + Vврх+изн = 4485 + 1950 = 6435 м3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.