Анализ внешней среды предприятия. Подход И. Ансоффа – нестабильность как основная характеристика внешней среды предприятия. Подход Олдрича и Г. Минцберга к трактовке характеристик внешней среды предприятия

Страницы работы

37 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ №4

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Актуальность анализа внешней среды предприятия.

2. Сущность внешней среды предприятия.

3. Факторы внешней среды предприятия.

4. Общие методы анализа внешней среды предприятия.

5. Методы анализа конкуренции в отрасли.

6. Проблематика исследования характеристик внешнего окружения предприятия.

7. Подход И. Ансоффа – нестабильность как основная характеристика внешней среды предприятия.

8. Подход Олдрича и Г. Минцберга к трактовке характеристик внешней среды предприятия.

9. Социальные факторы и проблемы их воздействия на предприятие.

10. Альтернативные сценарии модернизации роли предприятия в современном обществе.

11. Учёт социальных факторов внешней среды в управлении

ЛИТЕРАТУРА

1.  Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

2.  Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. – 519 с.

3.  Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления – М.: Маркетинг, 1998. – 195с.

4.  Карпенко Е.М., Драгун Н.П. Стратегический менеджмент: Практическое руководство по одноимённому курсу для студентов экономических специальностей. - Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», 2003. – 100 с.

5.  Карпенко Е.М., Драгун Н.П. Стратегический менеджмент: Пособие по одноимённому курсу для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. - Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», 2003. – 159 с.

6.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. – 702 с.

7.  Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 336 с. – Глава 10

8.  Карпенко Е.М. Потенциал производственной системы: сущность, методика оценки, процесс актуализации: Монография. – Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», 2003. – 377 с.

9.  Карпенко Е.М., Драгун Н.П. Характеристика целей предприятия как продуцентов его конкурентоспособности // Вестник БГТУ. Экономика. – 2002. – №3(15). – С. 104-108.

4.1. Актуальность анализа внешней среды предприятия

Прежде чем рассматривать проблему анализа внешней среды предприятия необходимо рассмотреть вопрос о его актуальности.

Проблему актуальности анализа внешней среды предприятия можно разбить на три вопроса:

1. Почему вообще существует внешняя среда предприятия?

2. Почему необходим её анализ?

3. Какой подход к анализу внешней среды является оптимальным?

1. Наличие у предприятия внешней среды определяется его целостностью, обусловленной единством технологии и продуцирующей способностью, а также целеустремлённостью, порождающей целенаправленное поведение. В силу целостности возможно отделить предприятие как совокупность функциональных подсистем от его внешнего окружения за счёт того, что теснота связей между частями предприятия выше, чем связей этих частей с внешней средой. Сама по себе теснота связей определяется интенсивностью вещественного, энергетического и информационного обмена. Целеустремлённость же предприятия порождает его целенаправленное поведение, которое согласно общей теории систем предполагает существования внешнего окружения предприятия, оказывающего на него определённое влияние и само испытывающее со стороны предприятия воздействие.

2. В процессе стратегического управления согласно методологии школ дизайна и планирования, а также школы позиционирования (которая делает упор на конкурентных факторах внешней среды) анализ внешней среды предприятия является третьим этапом после определения миссии и целей предприятия. Зачем нужен этот этап? Важность этого этапа стратегического управления определяется его принятой методологией.

Так целевая направленность использования стратегического планирования как системы управления заключается в поиске таких сегментов внешнего окружения, степень нестабильности (и другие характеристики) которых соответствовали бы имеющемуся у предприятия потенциалу и в перепозиционировании предприятия в эти сегменты. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия.

Целевая направленность использования стратегического управления как системы управления заключается в трансформации имеющегося у предприятия потенциала с целью обеспечения его соответствия степени нестабильности (и другим характеристикам) внешнего окружения, в котором оно функционирует. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия.

Таким образом, и в том, и в другом случае важнейшим условием разработки эффективной стратегии предприятия является знание состояния его внешнего окружения, которое достигается путём проведения его анализа.

3. В этой связи возникает проблема выбора подхода к такому анализу. Мы уже рассмотрели, что таких подходов может быть два: дифференцированный и интегративный. Первый основывается на трактовке внешнего окружения как совокупности факторов, воздействующих прямо или косвенно на предприятие. В этом случае измерению подвергаются различные факторы внешнего окружения, для каждого из которых разрабатывается своя методика количественной (или качественной) оценки. Дифференцированный подход имеет следующие достоинства:

а) поскольку каждый из факторов внешнего окружения характеризуют ту или иную его качественную сторону, то оценка большого количества данных факторов позволяет достаточно полно оценить качественную сущность внешнего окружения;

б) поскольку каждый из оцениваемых факторов внешнего окружения отличается специфическими чертами, постольку его оценка требует разработки отдельной методики, которая позволяет в наибольшей степени учесть все нюансы его сущности.

Однако данный подход отличается следующими недостатками:

Похожие материалы

Информация о работе