Общий обзор процесса стратегического управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ №2

ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основные вопросы:

1. Проблематика содержания процесса стратегического управления.

2. Понятие стратегического менеджмента.

3. Пять задач стратегического менеджмента.

4. Методы организации стратегического менеджмента на предприятии.

2.1. Проблематика содержания процесса стратегического управления

В настоящее время не существует общепринятой точки зрения относительно содержания процесса стратегического управления. Можно лишь говорить о наиболее популярной точке зрения на данную проблему. Эта точка зрения заключается в том, что процесс стратегического менеджмента на предприятии должен быть построен согласно методологии школ планирования и позиционирования, в основе которых лежит методология школы дизайна.

С точки зрения школы дизайна (К. Эндрюс, 1982 г.) процесс стратегического менеджмента может быть представлен как последовательность следующих этапов:

1.  Анализ внешней и внутренней среды организации:

1.1. Анализ внешней среды (технологических, экономических, социальных, политических, конкурентных факторов).

1.2. Анализ внутренней среды.

1.3. Выявление угроз и возможностей во внешней среде, сильных и слабых сторон внутренней среды.

1.4. Выявление ключевых факторов успеха в конкуренции и отличительных компетенций организации.

2. Создание альтернатив стратегии с учётом социальной ответственности и ценностей менеджмента предприятия.

3. Оценка альтернатив и выбор стратегии на основе критериев – непротиворечивости целей, согласованности с развитием внешней среды, создание конкурентного преимущества, осуществимость.

4. Внедрение стратегии.

В настоящее время данная схема процесса стратегического управления считается классической.

С развитием школы планирования исходная модель стратегического процесса школы дизайна была расширена и конкретизирована. Так, с точки зрения Дж. Стейнера (1969 г.) стратегический процесс в организации представляет собой совокупность следующих этапов:

1. Стадия постановки задач:

1.1 Определение фундаментальной социально-экономической цели организации.

1.2. Выявление ценностей менеджеров.

1.3. Определение задач организации.

2. Стадия внешнего аудита, которая заключается в разработке прогнозов развития внешней среды и сценарного планирования.

3. Стадия внутреннего аудита для выявления сильных и слабых сторон организации.

4. Стадия формулирования альтернатив стратегии, их оценки.

5. Стадия операционализации стратегии (то есть её конкретизации в среднесрочные и краткосрочные цели, задачи, планы, программы).

6. Организация выполнения планов.

7. Проверка и оценка планов.

Аналогичную модель стратегического процесса (с некоторыми изменениями) предлагает и школа позиционирования.

Однако существует достаточное количество методологических подходов, согласно которым процесс стратегического управления на предприятии должен имеет совершенно иную структуру. Прежде всего, это касается формализации процесса, субъектов разработки стратегии, контроля исполнения стратегии и её корректировки.

Поэтому при выборе той или иной формы организации стратегического процесса следует помнить, что каждая из них предназначена для своих условий применения.

Классический процесс стратегического менеджмента (тот, который рассматривается в учебниках) предназначен для следующих условий:

1. Предприятие функционирует в относительно стабильной, предсказуемой, расчленяемой на отдельные факторы, частично управляемой, структурированной, измеряемой внешней среде.

2. Система управления предприятием бюрократизирована – высокая степень централизации, формализации деятельности, возможна дивизионализация организационной структуры.

В любых других условиях классический вариант стратегического процесса не даст желаемого результата. Возможно, именно в этом заключается причина слабого использования

Похожие материалы

Информация о работе