Реализация. Матрица взаимосвязи ученого и ЛПР для этапа реализации проекта

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Следовательно, процесс реализации проекта связан с наличием какого-то противодействия даже при наиболее благоприятных обстоятельствах. Мы попытаемся объяснить природу источников сопротивления на стадии реализации, найти пути его преодоления и объяснить механизм принятия перемен (то, как перемены в конце концов принимаются большинством людей и становятся нормой).

Первая часть данной главы посвящена изучению противоречий, возникающих между ученым и руководителем организации, или ЛПР. Их противоречия являются типичными противоречиями между агентом и реципиентом процесса изменений.

Вводимая ниже матрица реализации отражает четыре возможных типа отношений, которые существуют при реализации проекта между ученым и руководителем. Возможность «взаимопонимания» создает наиболее благоприятные условия для принятия руководителем и дальнейшего претворения в жизнь предлагаемых ученым изменений.

Отдельные разделы посвящаются путям реализации организационных изменений и нововведений. И наконец, рассматривается конкретный пример, дающий представление о некоторых проблемах, стоящих на пути тех, кто предпринимает попытки осуществить организационные изменения.

Взаимодействие между ученым и ЛПР

О реализации можно говорить как о процессе, наступающем после принятия руководителем предлагаемых изменений. Ученые (социологи, экономисты) самым тесным образом связаны с практическим применением своих теоретических построений.

Поэтому крайне важно исследовать и понять факторы, влияющие на процесс внедрения. Человек как элемент организации отличается как от индивидуума, мыслящего экономическими категориями, так и от индивидуума с рациональным, строго логическим мышлением. Если бы человек руководствовался только экономическими соображениями, то от него следовало бы ожидать решений, максимизирующих экономический эффект или полезность. Приняв рационалистическую модель человека, естественно было бы рассчитывать на следование последнего в рассуждении и поведении строгим правилам, К сожалению, человек не столь однозначен. Поэтому мы должны выяснить такие моменты: каких принципов необходимо придерживаться при реализации решений? Какими подходами следует воспользоваться для создания более благоприятных возможностей принятия изменений? Теоретические исследования проблем реализации направлены на то, чтобы дать ответы на ряд таких вопросов. Начинать следует с рассмотрения взаимосвязей, существующих между исследователем и ЛПР.

Исследователь, или ученый, и ЛПР (руководитель, администратор)—две стороны, участвующие в процессе реализации проекта. Исследователь является штатным специалистом, наделенным определенными функциональными обязанностями, а руководитель — это «человек действия», поведение которого определяется существующей в данное время обстановкой. Исследователь создает проекты нововведений, которые, по его мнению, может использовать ЛПР. Вначале, когда мы рассматриваем лишь взаимосвязи исследователя и ЛПР, анализ процесса реализации есть не что иное, как анализ ситуаций, в которые вовлечены две стороны—проектировщик и заказчик, разработчик решений и их исполнитель. Такие ситуации возникают и в производственном процессе, и в жизни, и в частном предпринимательстве, и в области государственного управления.

Матрица взаимосвязи ученого и ЛПР для этапа реализации проекта (матрица реализации)')

Чёрчмен и Шейнблат ввели в рассмотрение специальную матрицу, отображающую типы отношений (взаимосвязей), имеющих место при работе ученого и ЛПР. Возможные взаимосвязи представлены четырьмя клетками матрицы (рис. 15.1).

Состояние А' В' называется состоянием с разделенными, функциями. Данное состояние соответствует положению, когда только ученый ответствен за внесение изменений на стадии реализации. Что касается разработки нового метода, то ее следует проводить с учетом реальных условий с тем, чтобы метод можно было применить без дополнительной корректировки. Функции ученого простираются от выдвижения идеи до создания системы, ее реализующей. Руководитель (ЛПР) принимает план, созданный исследователем, и должен быть в состоянии реализовать его. Функции сторон полностью разделены: работа одной стороны начинается по окончании работы другой.

Состояние A'Bсостояние убеждения. Оно отражает ту точку зрения, в соответствии с которой внедрение

Похожие материалы

Информация о работе