Рабочая программа дисциплины «Стратегический менеджмент» (Содержание дисциплины. Учебно-методическая карта дисциплины)

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» является изучение стратегического менеджмента как основной системы управления предприятием в условиях неопределенности внешней среды, а также конкретных методов практического использования концепций и методологических моделей стратегического менеджмента для повышения конкурентоспособности предприятий.

Взаимодействуя с целым рядом дисциплин, курс «Стратегический менеджмент» является базой для целого ряда экономических наук: «Финансовый менеджмент», «Менеджмент предприятия», «Административный менеджмент», «Управление персоналом» и других.

Важнейшей целью курса является формирование и закрепление у студентов практических навыков анализа внешней и внутренней среды предприятия, разработки и реализации стратегии в условиях переходной экономики.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются результатом логической декомпозиции ее цели. Основными задачами дисциплины является:

1.   Изучить подходы и методологию организации и практической реализации стратегического управления на предприятии.

2.  Освоить методы стратегического анализа предприятия и его среды, основные стратегии конкуренции, занятия и удержания рыночных позиций.

3.  Освоить технологию планирования и реализации стратегии предприятия.

4.  Выработать стратегического системное мышление.

В результате изучения курса студент должен уметь:

1.  Сформулировать миссию и цели предприятия, разработать стратегию его развития с учётом спроса на рынке, внешней среды, и внутреннего положения.

2.  Провести анализ деятельности предприятия и его внешней среды, количественно оценить различные варианты его поведения в будущем.

3.  Организовать разработку и реализацию инновационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса «Стратегический менеджмент»

1.  Производственный менеджмент.

2.  Инновационный менеджмент.

3.  Экономико-математические методы и модели в экономике.

4.  Экономика предприятия.

5.  Планирование и прогнозирование экономики.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.  Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

п/п

Наименование темы и основные вопросы

Количество часов

МТ

УП

УА

1

2

3

4

5

1.

Сущность стратегического менеджмента и его место в системе управления хозяйственными системами.

Сущность стратегического менеджмента. Его определение. Эволюция стратегического мышления. Место стратегического менеджмента в системе управления предприятием. Стратегический менеджмент на предприятиях РБ.

2

2

2

2.

Основные задачи, содержание и элементы стратегического менеджмента.

Задачи стратегического менеджмента и его базовая модель. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная, операционная. Этапы разработки стратегии предприятия. Характеристика процесса стратегического менеджмента и его элементов: мисси, цель, анализ внешней и внутренней среды, оценка конкуренции, альтернативы стратегий и их оценка, реализация стратегии.

6

6

6

3.

Менеджеры – разработчики стратегий.

Развитие структуры фирмы как реакция на усложнение управления ею. Задачи менеджеров при разработке и реализации стратегии. Понятие стратегической компетентности менеджера. Зависимость стиля стратегического менеджмента от ситуационных переменных.

2

2

2

4.

Анализ внешней среды.

Цели анализа внешней среды. Сущность внешней среды. Методы реагирования на изменения внешней среды. Анализ положения в отрасли. Анализ конкуренции в отрасли.

4

4

4

5.

Анализ состояния предприятия.

Цели, принципы и методы управленческого анализа. Определение сильных и слабых сторон предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятии и продукции. Практическое использования результатов анализа внутренней среды.

4

4

4

6.

Портфельный анализ и методы его проведения.

Цели и этапы проведения портфельного анализа. Матрица БКГ. Модифицированная матрица БКГ. Матрица Ансоффа и трёхмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ. Сравнительная характеристика методов портфельного анализа.

2

2

2

7.

Основные рыночные стратегии.

Определение конкурентных преимуществ предприятия и направлений их достижения. Стратегия лидерства на основе низких издержек, дифференциации продукции, фокусирования. Риски рыночных стратегий.

2

2

2

8.

Корпоративные стратегии диверсификации.

Цели и мотивы диверсификации. Виды диверсификации. Стратегии диверсификации. Оценка диверсифицированного портфеля при помощи матричных методов. Выгоды и издержки диверсификации.

2

2

2

1

2

3

4

5

9.

Стратегия предприятий различных отраслей.

Жизненный цикл отрасли. Стратегии предприятий инновационных отраслей, зрелых отраслей, отраслей, переживающих спад.

2

2

2

10.

Основные вопросы стратегического планирования.

Элементы стратегического плана. Характеристика процесса стратегического менеджмента и его элементов:

Похожие материалы

Информация о работе