1.1. Цель преподавания дисциплины
Основной целью преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» является изучение стратегического менеджмента как основной системы управления предприятием в условиях неопределенности внешней среды, а также конкретных методов практического использования концепций и методологических моделей стратегического менеджмента для повышения конкурентоспособности предприятий.
Взаимодействуя с целым рядом дисциплин, курс «Стратегический менеджмент» является базой для целого ряда экономических наук: «Финансовый менеджмент», «Менеджмент предприятия», «Административный менеджмент», «Управление персоналом» и других.
Важнейшей целью курса является формирование и закрепление у студентов практических навыков анализа внешней и внутренней среды предприятия, разработки и реализации стратегии в условиях переходной экономики.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются результатом логической декомпозиции ее цели. Основными задачами дисциплины является:
1. Изучить подходы и методологию организации и практической реализации стратегического управления на предприятии.
2. Освоить методы стратегического анализа предприятия и его среды, основные стратегии конкуренции, занятия и удержания рыночных позиций.
3. Освоить технологию планирования и реализации стратегии предприятия.
4. Выработать стратегического системное мышление.
В результате изучения курса студент должен уметь:
1. Сформулировать миссию и цели предприятия, разработать стратегию его развития с учётом спроса на рынке, внешней среды, и внутреннего положения.
2. Провести анализ деятельности предприятия и его внешней среды, количественно оценить различные варианты его поведения в будущем.
3. Организовать разработку и реализацию инновационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса «Стратегический менеджмент»
1. Производственный менеджмент.
2. Инновационный менеджмент.
3. Экономико-математические методы и модели в экономике.
4. Экономика предприятия.
5. Планирование и прогнозирование экономики.
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
№ п/п |
Наименование темы и основные вопросы |
Количество часов |
||
МТ |
УП |
УА |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Сущность стратегического менеджмента и его место в системе управления хозяйственными системами. Сущность стратегического менеджмента. Его определение. Эволюция стратегического мышления. Место стратегического менеджмента в системе управления предприятием. Стратегический менеджмент на предприятиях РБ. |
2 |
2 |
2 |
2. |
Основные задачи, содержание и элементы стратегического менеджмента. Задачи стратегического менеджмента и его базовая модель. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная, операционная. Этапы разработки стратегии предприятия. Характеристика процесса стратегического менеджмента и его элементов: мисси, цель, анализ внешней и внутренней среды, оценка конкуренции, альтернативы стратегий и их оценка, реализация стратегии. |
6 |
6 |
6 |
3. |
Менеджеры – разработчики стратегий. Развитие структуры фирмы как реакция на усложнение управления ею. Задачи менеджеров при разработке и реализации стратегии. Понятие стратегической компетентности менеджера. Зависимость стиля стратегического менеджмента от ситуационных переменных. |
2 |
2 |
2 |
4. |
Анализ внешней среды. Цели анализа внешней среды. Сущность внешней среды. Методы реагирования на изменения внешней среды. Анализ положения в отрасли. Анализ конкуренции в отрасли. |
4 |
4 |
4 |
5. |
Анализ состояния предприятия. Цели, принципы и методы управленческого анализа. Определение сильных и слабых сторон предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятии и продукции. Практическое использования результатов анализа внутренней среды. |
4 |
4 |
4 |
6. |
Портфельный анализ и методы его проведения. Цели и этапы проведения портфельного анализа. Матрица БКГ. Модифицированная матрица БКГ. Матрица Ансоффа и трёхмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ. Сравнительная характеристика методов портфельного анализа. |
2 |
2 |
2 |
7. |
Основные рыночные стратегии. Определение конкурентных преимуществ предприятия и направлений их достижения. Стратегия лидерства на основе низких издержек, дифференциации продукции, фокусирования. Риски рыночных стратегий. |
2 |
2 |
2 |
8. |
Корпоративные стратегии диверсификации. Цели и мотивы диверсификации. Виды диверсификации. Стратегии диверсификации. Оценка диверсифицированного портфеля при помощи матричных методов. Выгоды и издержки диверсификации. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. |
Стратегия предприятий различных отраслей. Жизненный цикл отрасли. Стратегии предприятий инновационных отраслей, зрелых отраслей, отраслей, переживающих спад. |
2 |
2 |
2 |
10. |
Основные вопросы стратегического планирования. Элементы стратегического плана. Характеристика процесса стратегического менеджмента и его элементов: |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.