Цель работы: оптимизация процесса планирования как управленческой функции.
Задачи:
· изучение научно-теоретических основ и практического материала по годовому планированию;
· разработка практических рекомендаций по вопросу годового планирования учреждения образования.
«Образовательный процесс на ступенях общего среднего образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении его содержания и структурировании, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания».
Программа развития общего и среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 г.г., как организационная основа государственной политики в сфере образования, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и приоритетных задач общего среднего образования.
«Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой».
Совершенствование системы общего среднего образования предполагает преобразование каждой школы в частности в соответствии с требованиями современного общества.
Преобразование школы – это не просто нахождение возможностей перестройки педагогического процесса в ней, но и «творческая стратегия выявления строительных кирпичиков фундамента перемен, возводимого на основе целенаправленного и систематического выявления его проблем и диагноза их источников». Оно представляет собой систему управленческих решений, правил, мероприятий, мер, точно установленный распорядок внутришкольной жизни, обеспечивающий целенаправленную деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов, позволяющих перевести педагогические процессы и школу в целом в новое, более высокое качественное состояние, стимулирующее развитие личности учителя и ученика.
Переход школы на более высокий качественный уровень невозможен без анализа результатов деятельности в предшествующем году, оценки уровня реализации социального заказа родителей, учащихся и государственной образовательной политики и определения педагогических проблем нового учебного года. А это есть не что иное как планирование работы учреждения образования.
Анализ существующей практики планирования выявил следующие недостатки этого вида управленческой деятельности: высокая плотность планов, неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам, планирование нереальных дел, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющих подсистемах, что не может не сказаться на реализации плана и достижении поставленных задач.
Повышение компетентности руководителя учреждения образования в вопросах планирования способствует предупреждению ошибок в планировании и обеспечивает качественное управление учебно-воспитательным процессом.
Глава 1. Планирование: понятие, сущность.
Планирование – процесс определения основных видов деятельности с чётким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Планирование – деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, составление программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод школы в новое качественное состояние.
Планирование – как одна из управленческих функций есть не что иное как проектирование желаемого будущего и эффективных путей ее достижения на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, оценки уровня реализации социального заказа родителей и государственной образовательной политики и определения цели и задач на новый учебный год.
Идеология планирования заключается в согласованности и преемственности действий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.
Методологические основы планирования:
· результаты – определение целей и задач;
· средства – определение политики и правил действий, программ, процедур, служащих достижению цели и выполнению задач;
· ресурсы – люди, время, материалы и их количество, способы приобретения и распределения;
· внедрение – построение процедур, принятие решений и способы их организации по выполнению плана;
· контроль – прогнозирование, выявление причин невыполнения, а также предотвращение их срывов.
Условия эффективности планирования:
· объективная оценка уровня работы учреждения в момент планирования;
· четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
· выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
Этапы планирования работы школы:
1. Отбор и анализ информации о состоянии педагогического процесса в школе за период, предшествующий планированию.
2. Постановка общих целей и задач работы школы на год с учетом социального заказа родителей, общества, результатов анализа и оценки достигнутого.
3. Выделение разделов в плане, определении их последовательности, главных звеньев в работе школы.
4. Декларирование (деление) общих целей и задач работы школы по отдельным направлениям ее деятельности.
5. Расстановка кадров, выбор средств с целью решения поставленных задач, распределение поставленных задач, распределение времени, выделение ответственных исполнителей.
6. Планирование основных видов, форм и направлений контроля за ходом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.