Учебная программа дисциплины "Основы современного естествознания" для специальности «Менеджмент» (Содержание учебного материала. Учебно-методическая карта дисциплины)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Учреждение образования

«Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО ГГТУ им. П.О.Сухого

_________________

«_____» ________________2008

Регистрационный № УД-_____/р

Основы современного естествознания

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для специальности 1-26 02 02  «Менеджмент»

Гуманитарно-экономический факультет

Кафедра «Экономика»

Курс

1

Семестр

2

Лекции

17

Экзамен

Практические

(семинарские)

занятия

17

Зачет

2 семестр

Лабораторные занятия

-

Курсовой проект (работа)

Всего аудиторных часов по дисциплине

34

Всего часов по дисциплине

Форма получения высшего образования

очная

2008

Рабочая программа составлена на основании   образовательного   стандарта 1-26 02 02 «Менеджмент» утв.12.07.2008 №50 и учебного плана № Е.26-09/уч от 28.05.2008                                                                                                    

 (название типовой учебной программы, дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «Экономика» 25.09.2008

Заведующий кафедрой

________________

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом гуманитарно-экономического факультета

29.09.2008

протокол №1

Председатель

_______________

Егоренков Н.И.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи курса " Основы современного естествознания ", его место в учебном процессе:

Основная цель курса - расширение у студентов университета общего кругозора, развитие культуры мышления, формирование  научного мировоззрения на природу, человека и общество.

Основные задачи  курса - овладение научными понятиями и концепциями естествознания, открытыми им законами природы и принципами научного моделирования явлений реального мира; изучение связи естествознания с математикой, логикой и философией, науками о наиболее общих законах самоорганизации материи (кибернетикой, синергетикой, диалектикой), а также с гуманитарными науками, включая социологию и экономику.

1.2. Требования к знаниям и умениям студентов после изучения дисциплины

Будущий специалист должен знать:

–  место и роль естествознания в системе культуры, отличие научных знаний о природе от обыденных представлений;

–  фундаментальные понятия и принципы современного естественнонаучного познания.

Будущий специалист должен уметь:

–  характеризовать общие концептуальные представления о физических, космологических, химических, биологических процессах и явлениях на уровне современных достижений естествознания;

–  выделять исторические этапы познания природы и их основные проблемы;

–  использовать в практической деятельности понятия и принципы современного естествознания;

–  раскрывать законодательные процессы с применением основных понятий и принципов естественнонаучного знания.

1.3. Общее количество и распределение аудиторного времени по видам занятий.

Учебная программа  дисциплины «Основы современного естествознания» рассчитана на 34 часа аудиторных занятий.

Распределение аудиторных часов по видам занятий:

–  лекции – 17 часов;

–  практические занятия – 17 часов.


2. Содержание учебного материала.

2. 1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

№ п/п

Наименование тем, их содержание

лекции

(час.)

1.

Естествознание – наука о природе:

1. Предмет, цель, задачи и характеристика разделов курса «Основы современного естествознания».

2. Классификация наук, характеристика научного метода познания.

3. История возникновения и развития естествознания.

4. Уровни организации материи.

2

2.

Предмет и основные концепции механики:

1. Предмет механики.

2. Основные концепции механики.

1

3.

Предмет и основные концепции физики:

1.Предмет физики.

2.Основные концепции

1

4.

Предмет и основные концепции химии:

1. Предмет химии.

2. Основные концепции химии.

1

5.

Предмет и основные концепции биологии.

1. Предмет биологии.

2. Основные концепции биологии.

3. Биосфера.

1

6.

Предмет и основные концепции науки о человеке.

1. Человек -сознательная форма движения материи.

2. Основные концепции науки о человеке.

3. Ноосфера.

1

7

Предмет и основные концепции математики:

1. Предмет математики.

2. Основные концепции математики.

2

8.

Естествознание и философия:

1. Предмет философии.

2. Основные концепции философии.

1

9.

Естествознание и кибернетика:

1. Предмет кибернетики.

2. Основные концепции кибернетики

1

10.

Естествознание и синергетика:

1. Предмет синергетики.

2. Основные концепции синергетики

1

11.

Естествознание и общественные науки:

1. Предмет и классификация социальных наук.

2. Основные концепции социологии.

3. Основные концепции экономики.

1

12.

Естествознание и технические науки:

1. Предмет и классификация технических наук.

2. Научно-технический прогресс.

3. Основные направления развития техники и технологии.

1

13.

Наука, лженаука и религия:

1. Религия – фантастический образ действительности в сознании человека.

2. Лженаука, ее основные признаки и отличия от науки.

1

14.

Естествознание и диалектика:

1. Предмет диалектики.

2. Основные законы диалектики.

3. Диалектический и исторический материализм.

4. Диалектика – наиболее общий метод познания реальной действительности.

1

15.

Математика и общество

1. Два подхода к описанию динамических систем многих частиц.

2. Описание динамических систем геометризированной теорией множеств.

3.Фрактальная геометрия динамических систем.

4. Фрактально-топологическая модель экономической общественной формации.

1

ИТОГО

17

2.2. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах:

п/п

Наименование тем, их содержание

1 курс,

(час.)

1.

Может ли теоретическая экономика быть точной наукой?

– современные представления о «точной (строгой)» науке;

– линейные и нелинейные модели экономики.

2

2.

Аксиоматический метод принятия решений:

– понятия, термины;

– аксиомы – положения, не требующие доказательств;

– логика – технология работы с понятиями и аксиомами.

2

3

Диалектика – логика нелинейных систем:

– формальная и диалектическая логики;

– логика нелинейных систем;

– сравнительный анализ диалектической логики и логики нелинейных систем.

2

4

Товарно-денежное хозяйство – динамическая нелинейная система многих «частиц»:

– природные системы многих частиц;

– товарно-денежная система – система многих «частиц»;

–макроскопический (энергодинамический) и статистический методы описания систем многих частиц;

– термодинамика и капиталодинамика.

2

5.

Физические модели в экономике:

– потенциалы как характеристические функции вещества и товарно

Похожие материалы

Информация о работе