Инфраструктура рынка: Методическое пособие по изучению курса (Методика выполнения контрольных работ. Вопросы к зачету)

Страницы работы

75 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Инфраструктура рынка» является одним из основных курсов, изучающих макроуровень современной экономики. На определенном этапе развития экономики инфраструктура по своей роли и месту в ней превратилась в один из важнейших ресурсов национального развития. По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают по сравнению с производственными отраслями целым рядом преимуществ. Например, малой материалоемкостью и ресурсоемкостью, что обеспечивает свой вклад в ресурсосберегающий тип развития.

Основной целью курса является обучение студентов механизму оптимизации затрат путем получения необходимой услуги для предприятия за его пределами, что позволяет сформировать высокий профессиональный и мировоззренческий уровень студентов.

Курс «Инфраструктура рынка» способствует обучению студентов методикам поиска нужных услуг и рыночного института, способного профессионально оказать эти услуги; с предметами и приемами взаимодействия и рыночными институтами инфраструктуры.


Тема 1. Механизм функционирования и виды рынков.

Инфраструктура рынка и ее элементы.

1.1.Понятие рынка. Взаимосвязь спроса и предложения.

1.2.Классификация и сегментация рынков.

1.3.Рыночная инфраструктура: цели, среда функционирования.

1.4.Классификация и основные элементы рыночной инфраструктуры.

1.1.  Понятие рынка. Взаимосвязь спроса и предложения

Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.

Субъектами рыночных отношений выступают продавцы, потребители и их посредники.

Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги.

Структура рынка -  внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Условия возникновения рынков:

1.    Разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

2.  Самостоятельность экономических агентов.

3.  Свобода предпринимательства.

Взаимосвязь спроса и предложения: продавцы формируют предложение, покупатели – спрос, а регулятором выступает цена.

1.2.Классификация и сегментация рынков

Рынок продавца – рынок, на котором условия диктуют продавцы (в силу ограниченного предложения товара, небольшого числа продавцов).

Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение товара превышает спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены падают.

Рынок посредника – ситуация на рынке, когда условия диктует посредник (продавцом является посредник).

Многообразие рыночных отношений сопровождается неоднородностью рынков. Все они отличаются друг от друга разнообразными признаками. В зависимости от объектов купли-продажи выделяют следующие виды рынков: товарные, финансовые, труда.

Рынок товаров состоит из рынка услуг, рынка средств производства и  рынка предметов потребления.

Рынок услуг: бытовые, коммунальные услуги, пассажирский транспорт и связь, культура, образование, здравоохранение, питание общественное, информационные и консультационные услуги.

Рынок средств производства: топливо и минеральное сырье; сельскохозяйственное сырье, продовольственных и лесных товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования; научно-технических знаний и открытий.

Рынок предметов потребления – рынок потребительских товаров длительного пользования (непродовольственных); рынок потребительских товаров краткосрочных (продовольственных).

Рынок финансов в зависимости от объектов купли-продажи делится на денежный рынок и рынок капиталов.

Денежный рынок – рынок краткосрочных денежных операций.

Рынок капиталов – охватывает средне-, долгосрочные кредиты, а также акции и облигации.

Рынок труда – рынок рабочей силы.

Сегментация рынка – распределение единого рынка определенного товара на ряд сравнительно независимых рынков разновидностей этого товара, отличающихся по цене и/или качеству, а также по ориентации на разные слои потребителей.

1.3.Рыночная инфраструктура: цели, среда функционирования

Инфраструктура рынка – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они производят не материальную продукцию, а услугу. Поэтому инфраструктура рынка представляет собой часть сферы услуг.

Конституирующими функциями рыночной инфраструктуры являются распределительная, коммуникационная и регулирующая.

Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры рынка обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам.

Коммуникационная функция – организация эквивалентного обмена

Похожие материалы

Информация о работе