ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Инфраструктура рынка» является одним из основных курсов, изучающих макроуровень современной экономики. На определенном этапе развития экономики инфраструктура по своей роли и месту в ней превратилась в один из важнейших ресурсов национального развития. По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают по сравнению с производственными отраслями целым рядом преимуществ. Например, малой материалоемкостью и ресурсоемкостью, что обеспечивает свой вклад в ресурсосберегающий тип развития.
Основной целью курса является обучение студентов механизму оптимизации затрат путем получения необходимой услуги для предприятия за его пределами, что позволяет сформировать высокий профессиональный и мировоззренческий уровень студентов.
Курс «Инфраструктура рынка» способствует обучению студентов методикам поиска нужных услуг и рыночного института, способного профессионально оказать эти услуги; с предметами и приемами взаимодействия и рыночными институтами инфраструктуры.
Тема 1. Механизм функционирования и виды рынков.
Инфраструктура рынка и ее элементы.
1.1.Понятие рынка. Взаимосвязь спроса и предложения.
1.2.Классификация и сегментация рынков.
1.3.Рыночная инфраструктура: цели, среда функционирования.
1.4.Классификация и основные элементы рыночной инфраструктуры.
1.1. Понятие рынка. Взаимосвязь спроса и предложения
Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.
Субъектами рыночных отношений выступают продавцы, потребители и их посредники.
Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги.
Структура рынка - внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Условия возникновения рынков:
1. Разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
2. Самостоятельность экономических агентов.
3. Свобода предпринимательства.
Взаимосвязь спроса и предложения: продавцы формируют предложение, покупатели – спрос, а регулятором выступает цена.
1.2.Классификация и сегментация рынков
Рынок продавца – рынок, на котором условия диктуют продавцы (в силу ограниченного предложения товара, небольшого числа продавцов).
Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение товара превышает спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены падают.
Рынок посредника – ситуация на рынке, когда условия диктует посредник (продавцом является посредник).
Многообразие рыночных отношений сопровождается неоднородностью рынков. Все они отличаются друг от друга разнообразными признаками. В зависимости от объектов купли-продажи выделяют следующие виды рынков: товарные, финансовые, труда.
Рынок товаров состоит из рынка услуг, рынка средств производства и рынка предметов потребления.
Рынок услуг: бытовые, коммунальные услуги, пассажирский транспорт и связь, культура, образование, здравоохранение, питание общественное, информационные и консультационные услуги.
Рынок средств производства: топливо и минеральное сырье; сельскохозяйственное сырье, продовольственных и лесных товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования; научно-технических знаний и открытий.
Рынок предметов потребления – рынок потребительских товаров длительного пользования (непродовольственных); рынок потребительских товаров краткосрочных (продовольственных).
Рынок финансов в зависимости от объектов купли-продажи делится на денежный рынок и рынок капиталов.
Денежный рынок – рынок краткосрочных денежных операций.
Рынок капиталов – охватывает средне-, долгосрочные кредиты, а также акции и облигации.
Рынок труда – рынок рабочей силы.
Сегментация рынка – распределение единого рынка определенного товара на ряд сравнительно независимых рынков разновидностей этого товара, отличающихся по цене и/или качеству, а также по ориентации на разные слои потребителей.
1.3.Рыночная инфраструктура: цели, среда функционирования
Инфраструктура рынка – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.
Специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они производят не материальную продукцию, а услугу. Поэтому инфраструктура рынка представляет собой часть сферы услуг.
Конституирующими функциями рыночной инфраструктуры являются распределительная, коммуникационная и регулирующая.
Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры рынка обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам.
Коммуникационная функция – организация эквивалентного обмена
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.