Введение
Редуктором называется механизм, понижающий угловую скорость и увеличивающий момент в приводах от электродвигателя к рабочей машине.
Редуктор состоит из зубчатых или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встраиваемой в исполнительный механизм или машину.
Редукторы широко применяют в различных отраслях машиностроения, поэтому число разновидностей их велико.
Чтобы уменьшить габариты привода и улучшить его внешний вид, в машиностроение широко применяют мотор-редукторы, представляющие агрегат, в котором объединены электродвигатель и редуктор.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройство для смазывания зацеплений и подшипников или устройство для охлаждения.
1 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Риуннок1- Кинематическая схема привода
1.1 Определяем общий КПД привода:
![]()
Где
- КПД муфты, табл. 1.1. [3]
- КПД червячной передачи,
табл. 1.1. [3]![]()
- КПД цепной передачи, табл.
1.1. [3]
- КПД одной пары подшипников
качения, табл. 1.1. [3]
1.2 Определяем требуемую мощность двигателя:
![]()
1.3 По требуемой мощности по табл. П61[2] подбираем электродвигатель ближайший больший по мощности:
Тип-4А100l4У3,
, ![]()
![]()
1.4 Определяем общие число привода
![]()
1.5 Определяем передаточные числа ступеней привода:![]()
![]()
![]()
Принимаем
![]()
![]()
![]()
Где
- передаточное
число червячной передачи, табл. 2.3.[4]
- передаточное
число цепной передачи, табл. 2.3.[4]
1.6. Определение частоты вращения и угловые скорости валов:
I.
; ![]()
II.
;![]()
III.
;![]()
1.7 Определяем мощности на валах:
I.
![]()
II.
![]()
III.
![]()
![]()
1.8 Определяем вращательные моменты на валах:
I.
![]()
II.
![]()
III.
![]()
Результаты расчетов сводим в таблицу
Таблица1-Силовые и кинематические параметры привода
|
Вал |
|
|
|
|
|
I. |
1440 |
150,72 |
3,181 |
21,08 |
|
II. |
72 |
7,53 |
2,67 |
354,14 |
|
III. |
35,12 |
3,67 |
2,51 |
684,87 |
2 ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ МУФТЫ
Исходные данные:
1)
Диаметр вала электродвигателя ![]()
2)
Вращающий момент на валу ![]()
2.1 Расчетный момент:
Где
- коэффициент режима работы
2.2 По табл. П59[2] по расчетному моменту и диаметра вала подбираем муфту МУЗП со следующей характеристикой:
Наибольший
передаваемый момент [
]=130Нм
Наибольшая
частота вращения [
]=4750![]()
Наружный
диаметр муфты ![]()
Диаметр
окружности расположения пальцев ![]()
Диаметр
пальцев ![]()
Длина пальцев
![]()
Число пальцев
![]()
Длина втулки ![]()
Длина муфты ![]()
2.3 Окружная сила, передаваемая одним пальцем:
![]()
2.4 Определяем максимальное напряжение изгиба:
![]()
Следовательно, прочность пальцев обеспечена
2.5 Определяем напряжение смятия на поверхности отверстия втулки:
![]()
Следовательно, прочность втулок обеспечена
2.6 Нагрузка на вал:
![]()
Где
- радиальная жесткость муфты,
табл. К23 [4]
- радиальное смещение, табл.
10,27 [4]
3 РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1) передаточное
число червячной передачи ![]()
2) вращающий момент
на ведомом валу ![]()
![]()
3) угловая скорость
ведомого вала
3.1 Материалы венца червячного колеса и червяка.
Ожидаемая скорость скольжения в зацеплении:
![]()
По табл. 15.1.[I] принимаем для венца червячного колеса бронзу:
Отливка в кокиль с
,
;
Принимаем:
Бронзу БрАЖ3Л
Для червяка принимаем сталь 40Х с термообработкой:
Улучшение и закалка ТВЧ до твердости 45…90HRC
3.2 Допускаемые напряжения для материала венца колеса:
a) допускаемое
контактное напряжение ![]()
b) допускаемое напряжение изгиба
-коэффициент
долговечности
- число циклов
нагружения зубьев ![]()
3.3 Межосевое расстояние передачи:

Принимаем
=160мм
3.4 Число витков червяка
и
число зубьев колеса
:
При
, принимаем ![]()
Тогда ![]()
3.5 Модуль зацепления:
![]()
Принимаем ![]()
Коэффициент диаметра
червяка ![]()
Принимаем ![]()
3.7 Фактическое передаточное число:
![]()
Отклонение ![]()
3.8 Фактическое межосевое расстояние:
![]()
3.9 Основные геометрические размеры червяка:
Делительный диаметр ![]()
Диаметр вершин витков ![]()
Диаметр впадин зубьев
Длина нарезаемой части червяка
Делительный угол подъема линии витков ![]()
3.10 Основные геометрические размеры венца колеса:
Делительный диаметр ![]()
Диаметр вершин зубьев ![]()
Диаметр впадин зубьев ![]()
Наибольший диаметр колеса
Ширина зубчатого венца ![]()
3.11 Фактическая скорость скольжения:
![]()
3.12 КПД передачи:

коэффициент трения,
табл. 15.3[I]
3.13 Силы в червячном зацеплении:
Окружная сила на колесе и осевая на червяке
![]()
Окружная сила на червяке и осевая на колесе
![]()
Радиальная сила на червяке и колесе(
)
![]()
3.14 Окружная скорость колеса:
![]()
3.15 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям:
Уточняем
![]()
Расчетное контактное напряжение

коэффициент
нагрузки
![]()
до 15%- недогрузка
3.16 Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба:
a) Эквивалентное
число зубьев колеса ![]()
b) Принимаем
коэффициент нормы зуба ![]()
c) Расчетное
напряжение изгиба ![]()
4 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1) Передаточное
число цепной передачи ![]()
2) Угловая скорость
ведущего вала ![]()
3) Мощность на
ведущем валу ![]()
4.1 Выбираем цепь приводную роликовую однорядную (ГОСТ 13568-75)
4.2 Число зубьев малой звездочки
![]()
Принимаем: ![]()
4.3 Число зубьев большой звездочки
![]()
Принимаем: ![]()
4.4 Фактическое передаточное число
![]()
Отклонение: 
4.5 Допускаемое среднее давление в шарнирах цепи, табл. 21.4 [I]
![]()
4.6 Коэффициент эксплуатации
Где
коэффициент динамической нагрузки
коэффициент способа смазывания
коэффициент наклона линии центров к горизонту
коэффициент способа регулирования натяжения цепи
коэффициент режима работы
4.7 Вращающий момент на малой звездочки
![]()
4.8 Шаг цепи

Где
число
рядов цепи
Принимаем цепь с шагом
для
которой:
площадь опорной поверхности шарнира ![]()
масса 1 м цепи ![]()
Уточняем: ![]()
4.9 Проверяем условие
![]()
Где
наибольшая
допустимая угловая скорость малой звездочки, табл. 21.3
4.10 Скорость цепи
![]()
4.11 Окружная сила, передаваемая цепью
![]()
4.12 Расчетное давление в шарнирах цепи
![]()
4.13 Ориентировочное межосевое расстояние
![]()
4.14 Длина цепи в шагах

Принимаем: ![]()
4.15 Межосевое расстояние

4.16 Предварительное натяжение цепи
![]()
Где
коэффициент
провисания
масса 1
м цепи
![]()
4.17 Сила, действующая на валы
![]()
Где
коэффициент
нагрузки вала
5 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА И КОНСТУИРОВАНИЕ ЧЕРВЯКА И ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА
Исходные данные:
1)
Вращающий момент на ведущем валу ![]()
2)
Вращающий момент на ведомом валу ![]()
5.1 Ведущий вал
Витки червяка выполнены за одно целое с валом. Диаметр выходного конца вала по расчету на кручение:

где
допускаемое
напряжение т.к. вал соединен с
электродвигателем стандартной муфтой МУВП, то принимаем
![]()
принимаем ![]()
Диаметр вала под уплотнение: ![]()
Принимаем: ![]()
Диаметр вала под подшипник: ![]()
Принимаем: ![]()
Параметры нарезаемой части червяка:
Делительный диаметр: ![]()
Диаметр вершин витков: ![]()
Диаметр впадин витков: ![]()
Длина нарезанной части червяка: ![]()
Расстояние между опорами червяка:
![]()
Длина выходного конца вала равна
длине полумуфты
: ![]()
![]()
Диаметр упорного участка вала: ![]()
Принимаем: ![]()
Ширина бурта: ![]()
5.2 Ведомый вал
Диаметр выходного конца:

Принимаем:
Диаметр вала под уплотнение: ![]()
Принимаем: ![]()
Диаметр вала под подшипник: ![]()
Принимаем: ![]()
Диаметр вала под ступицу
червячного колеса: ![]()
Принимаем:
Диаметр упорного участка вала: ![]()
Принимаем: ![]()
Длину
выходного участка вала принимаем из соотношения: ![]()
Диаметр ступицы червячного
колеса: ![]()
Принимаем: ![]()
Длина ступицы червячного колеса: ![]()
Принимаем: ![]()
Толщина венца и обода центра
червячного колеса: ![]()
Ширина зубчатого венца: ![]()
Толщина диска: ![]()
Диаметр и длина винта для крепления венца к ободу червячного колеса:
![]()
Принимаем: ![]()
![]()
Принимаем: ![]()
6 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА РЕДУКТОРА
Толщина стенок корпуса и крышки редуктора
![]()
Принимаем: ![]()
Толщина фланцев корпуса и крышки
![]()
Ширина фланцев корпуса и крышки
![]()
Толщина нижнего пояса корпуса редуктора
![]()
Ширина нижнего пояса корпуса редуктора
![]()
Диаметры болтов:
Фундаментальных ![]()
Принимаем болты с резьбой М16
Крепящих крышку к корпусу у подшипников
Принимаем болты с резьбой М12
Соединяющих крышку с корпусом
![]()
![]()
Принимаем болты с резьбой М10
Диаметр резьбы пробки для слива масла
![]()
Принимаем ![]()
Диаметр винтов для крепления крышки подшипника к корпусу редуктора
![]()
Принимаем ![]()
Размер ![]()
Диаметр винтов для крепления крышки смотрового отверстия ![]()
7 ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
7.1 Прадварительно намечаем для валов роликоподшипники конические однорядные легкой и средней серии.
Таблица2-Размеры подшипников
|
Ведущий вал средней серии 7307 |
Ведомый вал легкой серии 7210 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.2 Для определения точек приложения реакции подшипников определяем размеры:

7.3 Толщина фланцев крышки подшипника
![]()
7.4 Высота головки болта
![]()
7.5 Глубина гнезда подшипника
![]()
7.6 После вычерчивания предварительной компоновки редуктора, на чертеже замеряем расстояния:
![]()

8 ПОДБОРКА И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИННИКОВ
8.1 Расчет ведущего вала
Исходные данные:
1)
Окружная сила на червяке: ![]()
2)
Радиальная сила на червяке: ![]()
3)
Осевая сила на червяке: ![]()
4)
Размеры: ![]()
5)
Делительный диаметр червяка: ![]()
6)
Нагрузка на вал от муфты: ![]()
1 Вертикальная плоскость
Определяем реакции опор

Проверка: ![]()
Изгибающие моменты в сечениях

2 Горизонтальная плоскость
Определяем реакции опор


Проверка: ![]()
Изгибающие моменты в сечениях

3 Вращающий момент
![]()
4 Суммарные реакции опор

8.2 Расчет подшипников на ведущем валу
Исходные данные:
1)
Суммарные реакции опор ![]()
2)
Базовая динамическая грузоподъемность ![]()
3)
Коэффициенты ![]()
4)
Частота вращения вала ![]()
Определяем осевые составляющие:
![]()
Определяем осевые нагрузки:
![]()
Принимаем расчетные коэффициенты:
коэффициент
вращения
коэффициент
безопасности
коэффициент
учитывающие влияние температуры
1-й подшипник
Определяем отношение
X=1 Y=0
Принимаем коэффициенты нагрузки:
Радиальной ![]()
Осевой ![]()
Эквивалентная нагрузка:
![]()
2-й подшипник
Определяем отношение
X=0,4 Y=1,38
Принимаем коэффициенты нагрузки:
Радиальной ![]()
Осевой ![]()
Эквивалентная нагрузка:
![]()
Определяем расчетную долговечность:

Таблица3-Параметры окончательно выбранного подшипника
|
обозначение |
d |
D |
T |
В |
C |
|
e |
y |
|
7307 |
35 |
80 |
22,75 |
21 |
18 |
54 |
0,32 |
1,38 |
8.3 Расчет ведомого вала
Исходные данные:
1)
Окружная сила на червячном колесе: ![]()
2)
Радиальная сила на червячном колесе: ![]()
3)
Осевая сила на червячном колесе: ![]()
4)
Размеры: ![]()
5)
Делительный диаметр червячного колеса: ![]()
6)
Нагрузка на вал от цепной передачи: ![]()
1 Вертикальная плоскость
Определяем реакции опор


Проверка ![]()
Изгибающие моменты в сечениях

2 Горизонтальная плоскость
Определяем реакции опор


Проверка:![]()
Изгибающие моменты в сечениях

3 Вращающий момент
![]()
4 Суммарные реакции опор

8.4 Расчет подшипников на ведущем валу
Исходные данные:
1) Суммарные
реакции опор 
2) Базовая
динамическая грузоподъемность ![]()
3) Коэффициенты
![]()
4) Частота
вращения вала ![]()
Определяем осевые составляющие:
![]()
Определяем осевые нагрузки:
![]()
Принимаем расчетные коэффициенты:
коэффициент
вращения
коэффициент
безопасности
коэффициент
учитывающие влияние температуры
1-й подшипник
Определяем отношение
X=0,4Y=1,6
Принимаем коэффициенты нагрузки:
Радиальной ![]()
Осевой ![]()
Эквивалентная нагрузка:
![]()
2-й подшипник
Определяем отношение ![]()
Принимаем коэффициенты нагрузки:
Радиальной ![]()
Осевой ![]()
Эквивалентная нагрузка:
![]()
Определяем расчетную долговечность:

Таблица4-Параметры окончательно выбранного подшипника
|
обозначение |
d |
D |
T |
В |
C |
|
e |
y |
|
7210 |
50 |
90 |
21,75 |
21 |
17 |
56 |
0,37 |
1,6 |
9 ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
Исходные данные:
1)
Общий КПД редуктора: ![]()
2)
Мощность на валу червяка: ![]()
Площадь теплоотводящей поверхности
![]()
Температура масла
![]()
Где
температура воздуха
коэффициент
теплопередачи
10 ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Исходные данные:
1) Вращающие моменты на валах:
ведущем: ![]()
ведомом: ![]()
2)
Диаметры выходных концов валов: ведущего: ![]()
ведомого:
3) Диаметр вала под колесом
![]()
4) Длина выходных концов валов:
ведомого: ![]()
ведущего: ![]()
5) Длина ступицы колеса
![]()
10.1 Ведущий вал
Размеры шпонки ![]()
![]()
![]()
Длина шпонки ![]()
Напряжение смятия
![]()
10.2 Ведомый вал
a)
Размеры шпонки под зубчатым колесом
![]()
![]()
Длина шпонки
Напряжение смятия
![]()
b)
Размеры шпонки на выходном конце вала ![]()
![]()
![]()
Длина шпонки ![]()
Напряжение смятия
![]()
11 УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Исходные данные:
1) Материал ведущего вала: сталь 40Х
Пределы выносливости σІ-1=410H/мм3
τІ-1=0,58 σi-1=0,58×410=237,8H/мм3
Предел прочности σІb=900Н/мм2
2) Материал ведомого вала сталь 45 нормализованная
Пределы выносливости σІІ-1= 246Н/мм2
τІІ-1=142Н/мм2
Предел прочности σІІb=570Н/мм2
11.1 Сечение на выходном конце ведущего вала А-А
Изгибающий момент в сечения:
МА-А=Му/2=96824/2=48412 Н/мм
Момент сопротивления изгибу:
Wнетто=nd3/32 -
=
=2154,04+329,14=2483,18мм3
где d1- диаметр вала
t1 - размеры шпонки
Момент сопротивления кручению
=4637,22мм3
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
σ а=
=2,17Н/мм2
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
τa=τm=![]()
где T- вращающий момент
Принимаем коэффициенты концентрации напряжений:
нормальных Кσ=1,9
касательных Кτ=1,9
Масштабный фактор для напряжений:
нормальных εσ=0,83
касательных ετ=0,83
Коэффициент ψτ=0,1
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности:
![]()
11.2 Сечение вала под колесом Б-Б
Изгибающий момент в сечении:
МБ-Б=
=
=
=
=
=73280,28
Момент сопротивления изгибу:
Wнетто=
=
16325,54-2095,42=14230,12мм3
где d-диаметр вала
t1 -размеры шпонки
Момент сопротивления кручению:
Wнетто=
32651,09-2095,42=30555,67мм3
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
σа=Мб-б/ Wнетто=
Н/мм2
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
τа=τm=
=
Н/мм2
где Т - вращающий момент
Принимаем коэффициенты концентрации напряжений:
нормальных Кσ=1,6
касательных Кτ=1,5
Масштабный фактор для напряжений:
нормальных εσ=0,7
касательных ετ=0,7
Коэффициент ψτ=0,1
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Sσ=
=
=20.9
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности:
=
=9.68
1.5…17.
11.3 Сечение вала под подшипником В-В
Изгибающий момент в сечении:
Мв-в=402762,56Нмм
Осевой момент сопротивления
W=
12265.625мм3
Полярный момент сопротивления
Wp=2W=2×12265.625=24531.25мм3
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
σ=Мв-в/W=
Н/мм3
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
τa=τm=T/(2Wp)=
7,21Н/мм
Принимаем коэффициенты концентрации напряжений:
касательных Kσ=3.3 нормальных εσ=3.3
Масштабный фактор для напряжений:
Kτ/ετ=0.6×3.3+0.4=2.38
Коэффициент ψτ=0.1
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности:

11.4 Сечение вала Г-Г
Изгибающий момент в сечении:
МГ-Г=402762,58Нмм
Осевой момент сопротивления
W=![]()
где d-диаметр вала
Полярный момент сопротивления
Wp=2W=2*7269.88=14539.77мм3
Амплитуда нормальных напряжении изгиба
σа=МГ-Г/W=
Н/мм2
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
τа= τm=T/(2Wp)=
Н/мм2
где Т- вращающий момент
Принимаем коэффициент концентрации напряжений
Нормальных Кσ=2,34
Касательных Кτ=1,5
Масштабный фактор для напряжений
Нормальных εσ=0,85
Касательных ετ=0,73
Коэффициент ψτ=0,1
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности:

11.5 Расчёт ведущего вала на жёсткость
Приведённый момент инерции
поперечного сечения червяка![]()
200424,23мм
Стрела прогиба
f=
![]()
![]()
![]()
12 ВЫБОР ПОСАДОК И РАСЧЕТ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ
Посадка зубчатого колеса на вал ![]()
Посадка полумуфты на вал
редуктора
Посадка звездочки цепной передачи
на вал редуктора ![]()
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала к6
Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца Н7
12.1 Расчет посадки Ø
;
Ø ![]()
Вид посадка: с натягом
Номинальный
размер: ![]()
Предельные отклонения для отверстия, табл.10.11[3]
Предельные отклонения для вала, табл.10.12[3]
![]()
Предельные размеры отверстия: Предельные размеры вала:
![]()
Допуск. Допуск
![]()
Натяги. Строим схему полей допусков:

|
Вид посадка: переходная
Номинальный
размер: ![]()
Предельные отклонения для отверстия, табл.10.11[3]
Предельные отклонения для вала, табл.10.12[3]
![]()
Предельные размеры отверстия: Предельные размеры вала:
![]()
Допуск. Допуск
![]()
Зазоры и натяги: Строим схему полей допусков:
![]()
|
Вид посадка: переходная
Номинальный
размер: ![]()
Предельные отклонения для отверстия, табл.10.11[3]
Предельные отклонения для вала, табл.10.12[3]
![]()
Предельные размеры отверстия: Предельные размеры вала:
![]()
Допуск. Допуск
![]()
Зазоры и натяги: Строим схему полей допусков:
![]()
|
Вид посадка: переходная
Номинальный
размер: ![]()
Предельные отклонения для отверстия, табл.10.11[3]
Предельные отклонения для вала, табл.10.12[3]
![]()
Предельные размеры отверстия: Предельные размеры вала:
![]()
Допуск. Допуск
![]()
Зазоры и натяги: Строим схему полей допусков:
![]()
13 ВЫБОР СОРТА МАСЛА
Исходные данные:
1)
Контактные напряжения: ![]()
2)
Скорость скольжения: ![]()
3)
Передаваемая мощность: ![]()
Смазывание зацепление производится разбрызгиванием жидкого масла.
Объем масляной ванны:
![]()
Рекомендуемая вязкость масла
приблизительно равна ![]()
Масла авиационное МС-20
Подшипники смазываются пластичным смазочным материалом, закладываем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.