ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ.

1.1 Кинематическая схема привода
Рисунок1- Кинематическая схема привода
Мощность выходного вала
привода Р=4![]()
Частота вращения выходного
вала привода ![]()
![]()
1.2 Определяем общий КПД привода:
где
- КПД зубчатой передачи, табл. 2.2
[4, с.40]
- КПД цепной передачи, табл. 2.2 [4,
с.40]![]()
- КПД одной пары подшипников
качения, табл. 2.2 [4, с.40]
- КПД муфты табл. 2.2 [4, с.40]
1.3 Определяем требуемую мощность двигателя:
кВт
1.4 Определяем ориентировочное значение частоты вращения двигателя.
, где:
ориентировочное передаточное число привода.
,
,
,
1.5 Принимаем электродвигатель по табл. К9 [4, с.384]
Тип-4А132М6У3, ![]()
,
кВт
1.6 Определяем передаточные числа ступеней привода.
1.6.1 Определяем общее передаточное число привода
![]()
1.6.2 Принимаем стандартное значение передаточного числа закрытой передачи по табл.2,3.[4.с43]
![]()
1.6.3 Рассчитываем передаточное число цепной передачи
![]()
1.7 Определение частоты вращения валов:
I.
![]()
;
II.
![]()
;
III.
;
1.8 Определяем угловые скорости валов:
I.
![]()
![]()
![]()
II.
![]()
III.
![]()
1.9 Определение мощности на валах
I.
![]()
II.
![]()
III.
![]()
1.10 Определяем вращательные моменты на валах:
I.
![]()
![]()
II.
![]()
![]()
III.
![]()
Результаты расчетов вводим в таблицу
Таблица1-Силовые и кинематические параметры привода
|
Вал |
|
|
|
|
|
I |
960 |
100,48 |
4,773 |
47,5 |
|
II. |
384 |
40,192 |
4,489 |
111,688 |
|
III. |
150 |
15,7 |
4 |
254,77 |
2 ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ МУФТЫ
Исходные данные:
1)
диаметр вала электродвигателя
мм, табл. П2 [2.с391]
2)
Вращающий момент на валу
Нм
2.1 Расчётный момент
Нм, где Кр=1,3 – коэффициент
режима работы табл. П58[3c390]
2.2 .По табл. П59 [3.c391] по расчетному моменту и диаметру вала подбираем муфту МУВП со следующей характеристикой ГОСТ21424-75
наружный диаметр муфты D = 140 мм.
диаметр окружности
расположения пальцев D
=100
мм.
диаметр пальцев d
= 14 мм.
длина пальцев L
=33 мм число пальцев Z = 6
длина втулки
мм.
длина муфты L = 165 мм.
2.3 Определяем окружную силу, передаваемую одним пальцем
Н
2.4 Определяем максимальное напряжение изгиба
![]()
2.5 Определяем напряжение смятия на поверхности отверстия втулки
![]()
2.6 Нагрузка на вал
,
Где,
-радиальная
жесткость муфты табл.10.27[4.с238]
мм.-
радиальное смещение табл.К21[4.c401]
3 РАСЧЁТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1) Передаточное число зубчатой передачи U= 2,5
2)
Вращающий момент на валу колеса
.
3)
Угловая скорость ведомого вала ![]()
![]()
3.1 Материал зубчатой пары
Для шестерни и колеса, принимаем одинаковую марку стали: 40ХН
Термообработка : колесо – улучшение до твёрдости 269…302НВ.
шестерня - улучшение до твёрдости закалка Т184 до твердости 40ХН; 285HRC.
Размеры заготовки:
Диаметр шестерни
мм. табл. 8.4 [1]
Толщина колеса
мм. табл. 8.4 [1]
3.2 Допускаемые контактные напряжения
![]()
, где
=1
– коэффициент долговечности
-
допускаемые контактные напряжения изгиба, соответствующие пределу контактной
выносливости
![]()
, принимаем
, проверяем условие ![]()
![]()
3.3 Допускаемые напряжения изгиба
![]()
![]()
Где
=1
коэффициент долговечности
,
- допускаемые напряжения изгиба,
соответствующие изгибной выносливости
![]()
![]()
3.4 Внешний делительный диаметр колес
d
Где Vн=0,85 - коэффициент вида конических колес ;
- коэффициент неравномерности
нагрузки по длине зуба
Принимаем
мм.
3.5 Число зубьев шестерни и колеса принимаем Z1=21
число зубьев колеса Z2=Z1U=21 2,5=53
3.6 Фактическое передаточное число
![]()
отклонение ![]()
3.7 Внешний окружной модуль
![]()
3.8 Углы делительных конусов
![]()
![]()
3.9 Внешнее конусное расстояние
![]()
3.10 Ширина зубчатого венца
![]()
принимаем![]()
3.11 Окончательные размеры колес а) делительный диаметр
![]()
![]()
б) диаметр вершин зубьев
![]()
![]()
в) средние делительные диаметры
![]()
![]()
3.12 Пригодность заготовки шестерни и колеса
![]()
![]()
3.13 Средняя окружная скорость колес
.![]()
d2- средний делительный диаметр
3.14 Силы в зацеплении окружная сила на
шестерне ![]()
радиальная сила на шестерне и осе на колесе
![]()
где
-угол
зацепления осевая сила на шестерне и
радиальное на колесе
![]()
3.15 Проверка зубьев по контактному напряжению контактное напряжение
σ
где
-коэффициент
вида конических колес
![]()
σ=
Определяется перегрузка (до5%) или недогрузка (до 10%)
![]()
3.16 Проверка зубьев по напряжению изгиба а) эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса

б) по значениям находим коэффициенты формы зуба
![]()
в) расчетные напряжения изгиба

где
-коэфф.
неравномерных нагрузки по длине
4 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1) Передаточное число цепной передачи U=2,56
2)
Частота вращения ведущего вала
об/мин.
3)
Мощность на ведущем валу
кВт.
4.1. Выбираем цепь приводную роликовую однорядную ГОСТ13568-75
4.2 Число зубьев ведущей звездочки
Принимаем
=25
4.3. Определяем число зубьев видомой звездочки
![]()
Принимаем ![]()
4.4 Определяем фактическое
передаточное число и его отклонение
от заданного
![]()
![]()
4.5 Определяем допускаемое давление в шарнирах цепи по табл.5.8[4.c91]
![]()
4.6Оределяем коэффициент эксплуатации
![]()
-
коэффициент динамической нагрузки табл.5.7[4.c91]
коэффициент
способа смазывания табл.5.7[4.c91]
коэффициент
наклона линии центров к горизонту табл.5.7[4.c91]
коэффициент
способа регулирования напряжений цепи табл.5.7[4.c91]
коэффициент
режима работы табл.5.7[4.c91]
4.7 Определяем вращающий момент на малой звездочке
Н/м
4.8 Определяем шаг цепи

принимаем Р=25,4
4.9 Для приятого шага цепи
Р=25,4 по табл.5.8[4.с91] уточняем значение [![]()
4.10.проверяем условие
![]()
где,
-наибольшая
допускаемая условная скорость ведущей звездочки табл.21.3[1.c281]
4.11 Определяем скорость цепи
м/с.
4.12 Определяем окружную силу, передаваемую цепью
Н.
4.13 Определяем расчетное давление в шарнирах цепи
![]()
где,
-
площадь опорной поверхности шарнира табл.7.15[2.с147]
4.14 Определяем ориентировочное межосевое расстояние
![]()
4.15 Определяем длину цепи в шагах
![]()
Полученное число округляем до
целого четного числа
шагов
4.16 Определяем межосевое расстояние

4.17 Проверяем число ударов цепи о зубья звездочки
![]()
4.18 Определяем предварительное напряжение цепи
где,
коэффициент
приближения [4.c94]
- масса 1м. цепи табл.7.15[2.с147]
G=9,81
- ускорение свободного падения
4.19 Определяем напряжение цепи от центробежных сил
4.20 Проверяем прочность цепи определяя коэффициент запаса прочности

где, ![]()
кН- разрушающая нагрузка цепи
табл.7.15[2.с147]
[S]=9,5-допускаемый коэффициент запаса прочности табл.5.9[4.с94]
- коэффициент динамической нагрузки
табл.5.7[4.c91]
4.21 Определяем силу давления на вал
Н
где,
-
коэффициент нагрузки вала табл.5.7[4.90]
5 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
Исходные данные:
1)
Вращающий момент на ведущем валу ![]()
2)
Вращающий момент на ведомом валу ![]()
5.1 Ведущий вал
Диаметр выходного конца вала

где,
допускаемое
напряжение т.к. валы соединены с
электродвигателем стандартной муфтой МУВД ,то принимаем
![]()
Принимаем ![]()
Диаметр вала под подшипники:
![]()
Диаметр вала под уплотнение:
![]()
Диаметр под резьбу
![]()
Принимаем стандартную резьбу М42×1,5
Диаметр под подшипник:
![]()
Диаметр упорного участка вала:
![]()
Длина выходного конца вала: ![]()
5.2. Ведомый вал
Диаметр выходного конца вала

где,
допускаемое
напряжение округляем по ряду
Принимаем ![]()
Диаметр выходного конца вала:

где [τ]=20МПа
Диаметр под уплотнения:
![]()
Диаметр под подшипник:
![]()
Диаметр под ступицу зубчатого колеса
![]()
Диаметр упорного участка вала
![]()
Длина выходного конца вала
![]()
6 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРНИ И КОЛЕСА
6.1 Шестерня
Внешний делительный диаметр ![]()
средний делительный диаметр ![]()
внешний диаметр вершин ![]()
Ширина зубчатого венца ![]()
высота головки зуба ![]()
высота ножки зуба ![]()
длина ступицы ![]()
6.2 Колесо внешний делительный диаметр ![]()
средний делительный диаметр ![]()
внешний диаметр вершин ![]()
Ширина зубчатого венца ![]()
высота головки зуба
высота ножки зуба ![]()
диаметр ступицы ![]()
длина ступицы ![]()
Толщина обода ![]()
Толщина диска ![]()
впадина ![]()
Рисунок 1– Зубчатое колесо

Рисунок 2– Ведомый вал

7.КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА
РЕДУКТОРА
7.1 Толщина стенки корпуса
![]()
Принимаем ![]()
7.2 Толщина верхнего пояса корпуса редуктора
![]()
7.3 Толщина нижнего пояса корпуса редуктора
![]()
7.4 Толщина ребер жесткости корпуса редуктора
![]()
7.5 Толщина стенке крышки редуктора
![]()
принимаем δ=8мм
7.6 Толщина пояса крышки
![]()
7.7 Диаметр фундаментных болтов
принимаем болты М20
7.8 Диаметр болтов крепящих крышку к корпусу подшипников
![]()
Принимаем болты М14
7.9 Диаметр болтов соединяющих крышку корпусом
Принимаем болты с резьбой М10
7.10 Диаметр резьбы пробки для слива масла
![]()
7.11 Ширина соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников
![]()
7.12 Ширина нижнего пояса корпуса
![]()
7.13 Ширина нижнего корпуса редуктора
![]()
7.14 диаметр винтов для крепления крышки подшипников к корпусу редуктора
![]()
7.15 диаметр винтов для
крепления крышки смотрового отверстия ![]()
8 ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
8.1 Выбираем способ
смазывания: зацеплению зубчатой пары – окунанием зубчатого колеса в масло ,для
подшипников пластичный мат-л. Устанавливаем мазе удерживающие кольца ,размером ![]()
8.2 Предварительно намечаем для валов роликоподшипники конические однорядные легкой серии.
Размеры подшипников:
Ведущий вал 
Ведомый вал 7207

8.3 Для определения точек приложения реакций подшипников определяем размеры

8.4 Толщина фланца крышки подшипника
![]()
8.5 Высота головки болта
![]()
8.6 После вычерчивания предварительной компоновки редуктора ,на чертеже замеряем расстояние:

9 ПОДБОР И ПРОВЕРКА
ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ
9.1 Расчёт ведущего вала
Исходные данные:
1)
Окружная сила на червяке
Н
2)
Радиальная сила на червяке
Н
3)
Осевая сила
Н
4)
Размеры:
мм
мм
![]()
Делительный диаметр шестерни
мм
6) Нагрузка на вал от
муфты
Н
1. Вертикальная плоскость
Определяем реакции опор

Проверка:
![]()
Изгибающие моменты в сечениях
![]()
![]()
![]()
![]()
2 .Горизонтальная плоскость
Определяем реакции опор

![]()
Проверка
![]()
Изгибающие моменты в сечениях
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3.Вращающий момент
![]()
4.Суммарные реакции опор
![]()
![]()
9.2 Расчёт подшипников на ведущем валу
Исходные данные:
1)
Суммарные реакции опор![]()
![]()
2)
Базовая динамическая
грузоподъёмность
кН
3)
Частота вращения вала ![]()
4) коэффициент y=1,45
5) коэффициент е=0,41
Определяем осевое составляющие
![]()
Определяем осевые нагрузки

принимаем коэффициент нагрузки радиальной х=1
осевой у=0
Определяем эквивалентную нагрузку
![]()
где V=1- коэффициент
-
коэффициент безопасности
-
коэффициент, учитывающий влияние температуры
Определяем отношение ![]()
X=1 ; Y=0
Эквивалентная нагрузка
![]()
Определяем расчетную долговечность

|
Обозначение |
d,мм |
D,мм |
T,мм |
B,мм |
C,мм |
Сr,кН |
e |
y |
|
7209 |
45 |
85 |
20,75 |
25 |
116 |
50 |
0,41 |
1,45 |
9.3 Расчет ведомого вала
Исходные данные
1)
окружная сила
Н
2)
радиальная сила
Н
3)
осевая сила ![]()
размеры 
4)
делительный диаметр колеса ![]()
5)
нагрузка на вал от цепной передачи
Н
9.3.1 Вертикальная плоскость
Определяем реакции опор

Проверка
![]()
Изгибающие моменты в сечениях
![]()
![]()
![]()
![]()
9.3.2 .Горизонтальная плоскость
Определяем реакции опор
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка
![]()
Изгибающие моменты в сечениях
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
9.3.3 Вращающий момент
![]()
9.3.4 Суммарные реакции опор
![]()
![]()
9.4 Расчёт подшипников на ведомом валу
Исходные данные:
1) Суммарные реакции опор
![]()
![]()
2) Базовая динамическая грузоподъёмность подшипника
кН
3) коэффициент е=0,37
4) Частота вращения вала
![]()
5) коэффициент y=1,62
Определяем осевые составляющие
=0,83
0,37 364,28=111,87Н
Н
Определяем осевые нагрузки
![]()
1-ый подшипник определяем отношение ![]()
Принимаем коэф. нагрузки:
радиальной: ![]()
осевой: ![]()
Эквивалентная нагрузка:
![]()
2-ой подшипник
Определяем отношение ![]()
Принимаем коэф. нагрузки:
радиальной:
осевой:
Эквивалентная нагрузка:
![]()
Определяем расчётную долговечность

|
Обозначение |
d,мм |
D,мм |
Т, мм |
В,мм |
Сr,кН |
С,мм |
е |
у |
|
7207 |
35 |
72 |
18,25 |
25 |
38,5 |
212 |
0,41 |
1,45 |
10 ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Исходные данные:
1) Вращающий момент на валах
Ведущем
Нмм
Ведомом
Нмм
2) Диаметр выходных концов валов
Ведущем ![]()
Ведомом![]()
3) Диаметр валов под колесом
![]()
4) Длинна выходных концов валов
Ведущем ![]()
Ведомом![]()
5) Длинна ступицы колеса
![]()
10.1 Ведущий вал
Размер шпонки
![]()
Длинна шпонки: ![]()
принимаем ![]()
Напряжение смятия
МПа
МПа
10.2 Ведомый вал а) Размер шпонки под зубчатым
колесом
![]()
Длинна шпонки: ![]()
принимаем ![]()
Напряжение смятия
МПа
МПа б) а) Размер шпонки на
выходном конце вала
![]()
Длинна шпонки: ![]()
принимаем ![]()
Напряжение смятия
МПа
МПа
11УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Исходные данные:
1) Материал ведущего вала: Сталь 40ХН
2)
Пределы выносливости:![]()
Пределы
прочности: ![]()
3) Материал ведущего вала: Сталь 45 нормализованная
Пределы выносливости ![]()
![]()
Пределы прочности: ![]()
11.1 Сечение на выходном конце ведущего вала А-А
Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки
Изгибающий момент в сечении
![]()
Момент сопротивлению изгиба
![]()
Момент сопротивления кручению
![]()
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
![]()
Амплитуда и средние напряжения цикла касательных напряжений
![]()
где,
вращающий
момент принимаем коэффициенты
концентрации напряжений нормальных ![]()
касательных
табл. 8.5(3)
Максимальный фактор для напряжений нормальных ![]()
касательных
табл. 8.8(3)
коэффициент ![]()
коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

Результирующий коэффициент запаса прочности

11.2 Сечение вала под колесом Б-Б
Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки
Изгибающий момент в сечении
![]()
Момент сопротивления изгибу
![]()
где
диаметр
вала
- размеры шпонки
Момент сопротивления кручению
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
где
вращающий
момент
Принимаем коэффициенты концентрации напряжений, табл. 8.5 [3] :
нормальных ![]()
касательных ![]()
Принимаем фактор для напряжений, табл. 8.8 [3]
касательных ![]()
Коэффициент ![]()
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
![]()

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

Результирующий коэффициент запаса прочности

11.3 Сечение вала под колесом В-В
Концентрацию напряжений вызывает наличие посадки с натягом
Изгибающий момент в сечении
![]()
Осевой момент сопротивления
где
–
диаметр вала
Полярный момент сопротивления
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
где
–
вращающий момент
Принимаем
![]()
Коэффициент ![]()
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
![]()

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

Результирующий коэффициент запаса прочности

11.4 Сечение вала Г-Г
Концентрацию напряжений вызывает переход от диаметра d =35мм
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.