Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образование
Гомельский государственный машиностроительный техникум
Специальность 2-36.01.01
“Технология машиностроения”
Специализация 2-36.01.01.31
“Технология обработки материалов
на станках и автоматических линия”
Группа ТОМ-31
КУРСАВОЙ ПРОЕКТ
по предмету: Техническая механика” Детали машин”
по теме: Спроектировать одноступенчатый цилиндрический
косозубый редуктор с клиниременным приводом
КП.ТСД.9904.00.000
Разработал:
Руководитель проекта:
Гомель, 2006
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждения образования
Гомельский государственный машиностроительный техникум
Пояснительная записка
к курсовому проекту
КП.9904.00.ПЗ
Разработал:
Руководитель проекта:
Гомель, 2006
Введение
Редуктором называется механизм, понижающий угловую скорость и увеличивающий момент в приводах от электродвигателя к рабочей машине.
Редуктор состоит из зубчатых или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встраиваемой в исполнительный механизм или машину.
Редукторы широко применяют в различных отраслях машиностроения, поэтому число разновидностей их велико.
Чтобы уменьшить габариты привода и улучшить его внешний вид, в машиностроение широко применяют мотор-редукторы, представляющие агрегат, в котором объединены электродвигатель и редуктор.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройство для смазывания зацеплений и подшипников или устройство для охлаждения.
1 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
1.1 Кинематическая схема двигателя.
Мощность выходного вала привода Рвых=6,4 кВт
Частота вращения выходного вала привода nвых=110 мин-1
1.2 Определяем общий КПД привода
hобщ.=hопhзп hпк2,
Значения КПД выбираются по таблице 2.2 [4,c.40]
hоп=0.95, hзп=0.96, hпк=0.99
hобщ.=0.95х0,96х0,992=0,89385
1.3 Определяем требуемую мощность двигателя
Рдв= Рвых/hобщ.=6,4/0,89385=7,16 кВт
1.4 Принимаем электродвигатель по таблице П61 [2]
тип: 4А132S4У3; Рном= 7,5кВт; nном=1440 мин-1
1.5 Определяем общее передаточное число привода
Uобщ= nном/nвых=965/120=8,04
1.6 Определяем передаточные числа ступеней привода
U= Uопx Uзп
где Uзп - передаточное число зубчатой передачи таблица 2.3[4, c. 43]
Uоп: - передаточное число ременной передачи таблица 2.3[4, c. 43]
Принимаем: Uзп=3,15
Uоп=2,54
1.7 Определяем частоту вращения валов
n1=nном= 1440 мин-1,
n2= n1/ Uоп= 1440/2,54=566,93 мин-1,
n3= n2/ Uзп= 566,93/3,15=180мин-1,
1.8 Определяем угловые скорости валов:
w1=
w2=
w3=
1.9 Определяем мощность на валах
Р1= Рдв= 7,16кВт
Р2= Р1hопhпк=7,16х0,95х0,99=6,734 кВт
Р3= Р2hзпhпк= 6,734х0,96х0,99= 6,4 кВт
1.10 Определяем вращающие моменты:
Т1= 9,55Р1х103/n1= 9,55х7,16х103/1440= 47,503Нм
Т2= 9,55Р2х103/n2= 9,55х6,734х103/566,93= 113,484Нм
Т3= 9,55Р3х103/n3= 9,55х6,4х103/180= 339,74Нм
1.11 Таблица 1 – Силовые и кинематические параметры привода
Вал |
n, мин-1 |
w, рад/с |
Р, кВт |
Т, Нм |
1 |
1440 |
150,72 |
7,16 |
47,503 |
2 |
566,93 |
59,3 |
6,734 |
113,48 |
3 |
180 |
18,83 |
6,4 |
339,74 |
2 РАСЧЕТ КЛАНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1. Передаточное число ременной передачи U=2,54
2. Угловая скорость ведущего вала w1=150,72 с-1
3. Мощность на ведущем валу Р1=7,16 кВт
2.1 Принимаем сечение клинового ремня по рис.19,2[1,с260] в зависимости от пердаваемой мощности Р1 и угловой скорости w1 : клиновой ремень нормального сечения: Б
Для принятого сечения ремня:
площадь сечения А=138мм2
высота сечения ремня h=10,5мм
2.2 По таблице 1,93[1,с264] принимаем диаметр ведущего шкива
d1=140 мм
2.3 Определяем диаметр ведомого шкива
d2=d1U(1- e) = 140x2,01(1- 0.015) = 277 мм где e = 0.015 – коэффициент скольжения
Принимаем d2=280 мм, таблица 19,2[1,с260]
2.4 Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонения D от заданного:
Uф=,
1,33%£5%
2.5 Определяем ориентировочное межосевое расстояние а= 0,55(d2+d1)+h = 0,55х(355+140)+105 = 282,75 мм
2.6 Определяем расчетную длину ремня
Принимаем l=1400мм , таб. 1,91[1, c.263]
2.7 Определяем межосевое расстояние при окончательно принятой длине ремня
где ∆1=l-0.5π(d1+d2)=1400-0.5х3,14(140+355)=822мм
∆2=0.25(d2-d1)2=0,25(355-140)2=11556,2мм
2.8 Определяем угол обхвата ремнем малого шкива
2.9 Определяем скорость ремня
2.10Определяем частоту пробегов ремня
u/lx10-3= 10,550/1400 x 10-3=7,53c-1£ [U] = 30 c-1
2.11Определяем допускаемую мощность, передаваемую одним ремнем
[Рn]= [Рo] Са Сl СP CZ=2,7х0,89х0,89х0,9х0,9=1,732кВт где [Рo]=2,7кВт – допускаемая приведенная мощность передаваемая одним ремнем, таб. 19,3[1,с264]
Са =0,89 коэффициент угла обхвата a1,таб. 19,3[1,с264]
Сl=0,89 коэффициент длины [1,с266]
Ср=0,9 коэффициент динамической нагрузки [1,с257]
СZ=0,9 коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте [1,с266]
2.12 Определяем число ремней
Z= Pl/[Pn]=7,16/1,732=4,133<[Z]=5
Принимаем Z=5
2.13 Определяем силу предварительного натяжения одного клинового ремня
Fо=
2.14 Определяем силу действующую на валы
FВ = 2 F0 Zsin(a1/2) = 2х128,196х5х sin(120/2) =1196,709 Н
2.15 Определяем напряжение растяжения
s1 = Fl/А = 458.655/138 = 3.323 Н/мм2
2.16 Определяем ширину обода шкива
В=(Z-1)l+2f=(5-1)x19+2x12.5=101мм где l= 19мм – 7,12[2,с138]
f= 12.5мм – 7,12[2,с138]
3 РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
1. Передаточное число зубчатой передачи U=3,15
2. Угловая скорость ведомого вала w2=18,83 с-1
3. Вращающий момент на валу колеса Т2= 339,74Нм
3.1 Материалы зубчатой пары:
для шестерни и колеса принимаем одинаковую марку стали: 40Х
Термообработка:
колесо – улучшение до твердости 285 НВ2ф
шестерня – улучшение + закалка ТВЧ до твердости 47,5 НRC1ф
Размеры заготовки: диаметр шестерни Dпред= 125мм, таблица 8.4 [1]
толщина колеса Sпред= 80 мм, таблица 8.4 [1]
3.2 Допускаемые контактные напряжения
[s]H1= КHL[s]H01 = 1x835 = 835 H/мм2
[s]H2= КHL[s]H02 = 1x580 = 580 H/мм2
где КHL= 1 – коэффициент долговечности
[s]H01, [s]H02 – допускаемые контактные напряжения соответствующие пределу контактной выносливости
[s]H01= 14 НRC1ф +170 = 14х47,5+170 = 835 H/мм2
[s]H02= 1,8 НВ2ф+67 = 580 H/мм2
принимаем [s]H= 0,45([s]H1+[s]H2) = 0,45х(835+580) = 636,75 H/мм2
проверяем условие [s]H£ 1,23[s]H2
636,5£ 1,23х580= 713,4 H/мм2
3.3. Допускаемые напряжения изгиба
[s]F1= КFL[s]F01= 1x310 = 310H/мм2
[s]F2= КFL[s]F02= 1x293.55 = 293.55 H/мм2
где КFL= 1 – коэфициент долговечности
[s]F01, [s]F02 – допускаемые напряжения изгиба, соответствующие изгибной выносливости
[s]F01= 310 H/мм2
[s]F02= 1.03 НВ2ф = 1.03x285=293,55 H/мм2
3.4 Межосевое расстояние
, мм
, где yа= 0.4 – коэффициент ширины венца
КНВ = 1 – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба
Принимаем
3.5 Предварительные размеры колеса делительный диаметр
ширина венца колеса b2=
3.6 Модуль зубьев передачи
Принимаем m= 2,25мм
3.7 Число зубьев колес минимальный угол наклона зубьев
bmin=arcsin(4m/b2)=arcsin(4х2,25/45)=11,5°
Суммарное число зубьев колес
Фактический угол наклона зубьев
,
Число зубьев шестерни и колеса
,
,
Фактическое передаточное число
Uф=,
Отклонение %£5%
3.9 Фактические основные размеры передачи
a)Делительные диаметры шестерни и колеса
b)Межосевое расстояние
c)Диаметры вершин шестерни и колеса
da1=d1+2m= 54,857+2x2,25= 59,357мм,
da2=d2+2m=169,145+2x2,25=174,643мм
d)Ширина венца
b2=yaaw=0.4x112=45мм,
b1= b2+(2…4)=45+2=47мм
3.10 Пригодность заготовок шестерни и колеса:
Диаметр шестерни Dзаг= da1+6мм= 59,6+6 = 65,6мм£ Dпред=125мм,
Толщина заготовки колеса (колесо с выемками)
Sзаг= 0,5b2 = 0,5х50 = 49£ Sпред=80мм
3.11 Окружная скорость колес
u= w2d210-3/2 = 18,83x169,143x10-3/2= 1,5м/с по таблице 8.2 [1] принимаем 9-ю степень точности
3.12. Силы в зацеплении
Окружная сила
Ft=2T2103/d2= 2x339,74х103/169,143=4017,192H
Радиальная сила
Fr=Fttgaw/cosb=4017.192xtg20°/cos10°8¢ = 1485,703H
Осевая сила
Fо=Fttgb=4017,192хtg10°8¢=718,59Н
3.13 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям
где КНb = 1 – коэффициент неравномерности нагрузки по длине
КНv = 1,06 – коэффициент динамической нагрузки
КНa = 1,09 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
Недогрузка %£ 10%
3.14 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Эквивалентные числа зубьев
ZV1=Z1/cos3b=24/cos3 10°14¢=26,
ZV2=Z2/cos3b=74/cos310°14¢=78
По таблице 9.3[1] определяем коэффициенты формы зуба УF1 и УF2 в зависимости от ZV1 и ZV2
УF1= 3,9 УF2= 3,61
Коэффициент, учитывающий наклон зуба
Уb=1- b/140° = 1-10°14¢/140° =0,927
Расчетные напряжения изгиба
, Н/мм2
где КНb = 1 – коэффициент неравномерности нагрузки по длине
КНv = 1,2 – коэффициент динамической нагрузки
КНa = 0,91 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
4 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
Исходные данные:
1. Вращающий момент на ведущем валу Т1= 113,484Нм
2. Вращающий момент на ведомом валу Т2= 339,74 Нм
4.1 Ведущий вал:
Диаметр выходногоконца вала
, где [t]K=25МПа – допускаемое напряжение
Принимаем dв1=30мм
Диаметр вала под подшипник:
dп1=dв1+(2…7)=28+5=35мм
Принимаем dп1=35мм
Диаметр упорного участка вала :
dd1=dп1+10=35+10= 45мм
Принимаем dd1=45мм
Длинна выходного участка вала равна ширине шкива ременной передачи В:
l1= 101мм
4.2 Ведомый вал:
Диаметр выходного конца вала
, где [t]K=20МПа – допускаемое напряжение
Принимаем dв2=45мм
Диаметр вала под подшипник:
dп2=dв2+(2…7)=45+2=47мм
Принимаем dп2=50мм
Диаметр вала под ступицу забчатого колеса:
dк2=dп2+(2…7)=50+2=52мм
Принимаем dк2=52мм
Диаметр упорного буртика:
dd2=dк2+10=52+10=62мм
Принимаем dd2=63мм
Длинна выходного участка вала принимаем из соотношения:
l1= (1.2…1.5)dв2= 1,2х45=54мм
Принимаем l2=55мм
5 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРНИ И КОЛЕСА
5.1 Конструктивные размеры шестерни:
диаметр вершин dа1=59,357мм диаметр впадин df1=d1-2.5m=54,857-2.5x2,25=117,803мм делительный диаметр d1=54,157мм ширина зубчатого венца b1=47мм
5.2 Конструктивные размеры колеса:
диаметр вершин dа2=173,643мм диаметр впадин df2=d2-2.5m=200,35-2.5x1,75=374,946мм делительный диаметр d2=169,143мм ширина зубчатого венца b2=45мм диаметр ступицы dст=1,6dк2= 1,6х52=85мм принимаем dст= 64мм длина ступицы lст= (1,2…1,5) dк2=1,2х52 =62,4мм принимаем lст=75мм толщина обода dо= (2,5…4)m=3x2,25=6,75м принимаем dо= 7мм толщина диска С= 0,3 b2=0,3х45=13,5=14мм
6 КОНСТРУКТИВННЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА РЕДУКТОРА
6.1 Толщина стенки корпуса
d= 0,025+1= 0,025х112+ 1=3,8мм принимаем d= 8мм
6.2 Толщина стенки крышки
d1= 0,02+1= 0,02х112+ 1= 3,24мм принимаем d1= 8мм
6.3 Толщина верхнего пояса корпуса редуктора в=1,5d=1,5х8= 12мм
6.4 Толщина пояса крышки редуктора в1=1,5d1=1,5х8= 12мм
6.5 Толщина нижнего пояса корпуса редуктора р=2,35d=2,35х8= 18,8мм принимаем р= 19мм
6.6 Толщина ребер жесткости корпуса редуктора
m=0.85d=0.85х8= 6,8мм принимаем m=7мм
6.7 Диаметр фундаментных болтов
d1=(0.03…0.036) +12=0,03x112+12= 15,75мм принимаем болты с резьбой М16
6.8Диаметр болтов крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2=(0.7…0.75)d1=0.7x15,36= 10,752мм принимаем болты с резьбой М12
6.9 Диаметр болтов соединяющих крышку с корпусом
d3=(0.5…0.6) d1=0,5x15,36=7,68мм принимаем болты с резьбой М8
6.10 Диаметр винтов для крепления крышки подшипника к корпусу
d4=(0.7…1.4)d= 0,7х8 =5,6мм принимаем d4=6мм
6.11 Диаметр винтов для крепления крышки смотрового отверстия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.